Тамбовская духовная семинария объявила набор студентов. Ребятам предстоит жениться на втором курсе, а жить на бывшем кладбище. О том, как стать священником или матушкой – в репортаже «Нового Тамбова».

В актовом зале Тамбовской духовной семинарии суетно. Стеснительные девушки в косынках, юноши с неожиданно модными прическами и их родители рассаживаются на деревянных стульях. Свободные места быстро заканчиваются, но тут же приносят новые стулья.

Когда зал перестает гудеть, осанистый мужчина в черной мантии и подвешенной на груди иконой на эмали, первый проректор духовного семинарии Виталий Щербаков начинает рассказывать пришедшим об учебе, вступительных экзаменах, прославившихся выпускниках и будущем тех, кто решает посвятить свою жизнь богу.

Он говорит, что сейчас поступить в любую духовную школу в определенном отношении легче, чем было в советские времена. Искусственных преград уже никто не создает. Нужно лишь иметь желание служить и располагать рекомендацией местной епархии. Рекомендация дается при наличии у абитуриента церковного опыта.

— Студенты не редко женятся на втором курсе, после этого они рукополагаются в сан дьякона. На третьем курсе в сан священника. Это дает право быть настоятелями приходов, клириками приходов, — рассказывает первый проректор Тамбовской духовной семинарии священник Виталий Щербаков.

А вот зарплата у батюшек, по словам отца Виталия, небольшая – от 10 до 15 тысяч рублей. Услышав эту сумму, молодые парни несколько удивленно переглядываются.

Находясь на полном пансионе, студенты имеют еще и стипендию. Юноши на время обучения получают отсрочку от армии.

«Отучиться на матушку»

Экскурсия
Экскурсия

Абитуриенты отправляются на экскурсию по территории Казанского мужского монастыря, где расположена семинария. К отцу Виталию Щербакову так просто не подступиться, его окружают люди, каждый о чем-то спрашивает. А рядом семинарист беседуют с милой девушкой с немного растерянным взглядом. Её темные волосы аккуратно убраны под косынку.
Георгий Мудрак студент подготовительного курса. Он просит свою подругу Светлану Гурову поступать учиться к ним.

— Так вы тоже поступаете? – спрашиваю у нее.

— Я пока не знаю… — сомневается девушка, опуская глаза.

— Она точно поступает, — отвечает за нее друг.

Светлана живет в Моршанске, а Георгий в Мичуринске. Ребята участники епархиального молодежного движения. А поскольку епархия Мичуринская и Моршанская одна, ездили группами к друг другу в гости. Так познакомились и стали друзьями. Оба они доброжелательны, искренни и располагают к себе с первых минут. У парня открытый взгляд полных радости глаз, которые будто смеются.

— Кем вы себя видите в будущем? – интересуюсь у Светланы.

— Может быть, в роли матушки, — предполагает она.

— Стопроцентно, — вносит уверенность парень, — в Моршанске все девушки хорошие, с них будут самые лучшие матушки.

— Я с малых лет хожу в воскресную школу. На клиросе пою, читаю. Нравится это всё, — объясняет девушка.

До последнего момента она сомневалась, какое образование выбрать — медицинское или духовное.

— Мне кажется, если бы я поступил в другое место, такого бы я нигде не нашел, — рассказывает Георгий, — Здесь очень общительный дружный коллектив. Здесь учится практически сто человек, мы все друг другу братья, мы помогаем друг другу, поддерживаем. Можно в любой момент подойти к человеку, попросить о чем-то. С полной готовностью, решимостью, он бросит свои дела, придет и поможет тебе в плане успеваемости, житейски, вплоть до того, что… не буду рассказывать (смеется) где-то прикрыть. Уроки не выучил – «на вот, спиши быстрей». Преподавательский состав интересный. У нас есть и церковные, и светские дисциплины. Утром мы идем на службу.

Направлений обучения в семинарии три: пастырское (священники), регентское (певчие) и церковные художники – иконописцы.

Девушки живут на территории Вознесенского женского монастыря, учатся в здании Тамбовского музыкально-педагогического института. Есть и совместные занятия, на которых девушки и парни сидят в одной аудитории.

— На матушек у нас не учат, это такое образное выражение, — растолковывает парень, — Они становятся певчими. Девушки и молодые люди поют в храме, там они знакомятся. И в основном все девушки с регентского – это матушки.

По словам руководства духовной семинарии, примерно 10 процентов учащихся — дети священников. Остальные — просто из воцерковленных семей. Есть и студенты, чьи родители неверующие. Есть и такие, чьи отец и мать «если не совсем уж плохо, то очень сдержанно, но с уважением отнеслись к выбору сына или дочери и не стали препятствовать».

Качество образования на высоте

Семинаристы, как и военные, живут по уставу. Четкий распорядок дня, чередование занятий, труда и отдыха наполняют жизнь студента значением и смыслом, воспитывают дисциплину и благочестие. Уровень образования здесь очень высок.

Среди предметов, которые изучают семинаристы, практикум церковного чтения, библейская история, литургика, история Отечества, церковное пение, катехизис, основное богослужение, методика учебной работы, русский язык, история Древней Церкви, философия и многие другие. Языков изучается несколько. На выбор немецкий или английский, обязательные церковнославянский, древнегреческий и латинский языки.

Отец Виталий
Отец Виктор Лисюнин

— Отец Виталий, а если кто-то взял и ушел в город, как его наказывают? Предположим, студент не пришел ночевать, это повод для отчисления?

— У нас, слава Богу, они нарушают не постоянно, все-таки это исключительный случай. Но, конечно же, мы воспитываем, потому что ребята где-то послушаются, где-то иногда свою волю проявляют. Но в большинстве своем они очень послушные, старательные. Когда такие факты случаются, мы беседуем. Прежде всего нужно понять, почему человек это совершил, правильно? А уже после этого принимаются меры.

Кому в каком приходе служить определяет правящий архиерей митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.

— Имеют ли значение при распределении личные заслуги студентов?

— В священнической жизни нет лучших или худших мест. На любом месте можно молиться Богу всегда. Священник никогда не выбирает, где ему быть, где лучше или хуже. Лучшее место то, на которое нас Господь поставил, всё.

Антоновское восстание, расстрелы и Серафим Саровский

Знаю ли я Серафима Саровского? Похоже, интервьюировать собрались меня. К сожалению, не могу сказать, что я много знаю о нем, слышала лишь имя. Отец Виталий просит подойти к распахнутому окну семинарии и показывает на синюю церковь иконы Казанской Божией Матери.

— Вот здесь его рукоположил в иеромонахи владыка Феофил.
Отец Виталий далее вспоминает крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1920-1921 годов против власти Советов.

— Вы знаете, что здесь во дворе похоронены братья Антоновы? Когда их ликвидировали в Уваровском районе и привезли сюда для опознания, потому что здесь находилась губернская ЧК, они здесь были выставлены в течение нескольких дней, чтобы люди могли убедиться, что они убиты. Потом их здесь где-то тайно похоронили.

Из окна видно серое неоштукатуренное здание еще одной будущей духовной семинарии. Внутри сейчас ведутся отделочные работы. Открытие планируется на 1 января 2019 года, и, похоже, строители поспевают в срок. Когда-то трехэтажное здание принадлежало 32 школе. В 2012 году решением Тамбовской городской думы оно было передано епархии. Отец Виталий показывает на то место, где оно стоит.

— А вот здесь располагалось монастырское кладбище. На нем хоронили самых именитых горожан: меценатов, врачей, ученых. В советское время его снесли. До недавнего времени на этом месте была 32 школа. Когда здание начали реставрировать, нашли несколько надгробий, вделанных в фундамент. Их достали. Мы планируем установить их неподалеку.
Я присоединяюсь к одной из экскурсий. Проводит ее восемнадцатилетний Георгий Мудрак, его подруга Светлана среди слушателей. Другие две короткие прогулки с погружением в историю места возглавляют Николай Карасик и Артем Сидарчук, оба также студенты подготовительного курса.

В церкви иконы Казанской Божией Матери всей когортой рассматриваем в стене одну из самых известных достопримечательностей Тамбова – начало «тайного» хода, который, по словам нашего гида, проходит по всему храму.

Там, где вид открывается на Набережную, ее зеленые просторы и дали, стоит большой белый крест. Он установлен недавно в память о жертвах политических репрессий.

— В Предтеченском храме массово расстреливали людей, — поясняет экскурсовод, — Хоронили их у спуска к Набережной, везде, где могли. Сейчас вы видите, монастырь красивый, облагороженный, газон. Лет двадцать назад здесь не было забора, деревьев. Стояли разрушенные храмы и деревянные сараи, бараки. Когда это все начали разбирать, находили кости, гробы, могильники, кресты. Монастырь, по сути, был одно большое кладбище. В память о всех тех жертвах, чья кровь была пролита здесь, был установлен крест.

Фэнтэзи и романам в библиотеке не место

Библиотека располагается на первом этаже старого здания семинарии. Внутри атмосфера покоя, тишины и знаний. На тесно стоящих стеллажах расставлена духовная пища – около 44 тысяч книг. Библиотека была открыта при семинарии в 1788 году. Книги часто жертвовали правящие тамбовские епископы. В наше время весомый вклад в коллекцию внес митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Фонд также пополнялся за счет спецзаказов.

— Здесь есть очень ценные издания, единственные во всем городе – Евангелие, Священное Писание, — рассказывает заведующая епархиальной библиотекой Светлана Булыгина.

— А светская литература есть?

— Конечно есть. Вот, дипломатический словарь. Фэнтези и романов нет.
Рассматриваю корешок одной из книг – Антон Чехов «Святая простота». Даже «светская» литература в монастырской библиотеке и та с налетом духовности.

Из полицейского в священники

Когда-то проректор семинарии отец Виталий служил в полиции, но перед выходом на пенсию решил, что пора служить Богу и поступил на заочное отделение духовной семинарии.

— К 2015 году у меня было уже 20 лет выслуги. Я ушел в отставку, и владыка рукоположил меня в священники.

— И чем же служение в храме отличается от светской работы?

— В основном работа регламентирована какими-то временными рамками, люди трудятся с 9 до 18 часов. Человек пришел домой и почти сразу забыл о ней, он отдыхает. А служение – оно каждодневно, ежеминутно тебя могут поднять, попросить приехать, прийти, послужить, пособоровать, причастить, освятить, просто поговорить. Это касается любого служения – священнического или военного. У человека нет выбора. Он отдал всего себя этой службе, и в любой момент эта служба может его призвать для выполнения своего долга, — отвечает отец Виталий.

Сами студенты о своих планах на жизнь по окончании семинарии высказываются осторожно.

— Дальше, скорее всего, у меня будет аспирантура, — признается мне один из иеромонахов.

— Вы так планируете?

— Я ничего не планирую. Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Когда человек постригается в монашество, он отказывается от своей воли. Я не сам решаю, как жить дальше и чем заниматься. Настанет время, я приду и спрошу: «Владыка, стоит мне поступать в аспирантуру или нет?» Как он скажет, так и будет.

Иногда получивший духовное образование молодой человек, отдав Богу Богово, сворачивает с пути священнослужения на мирскую стезю и обретает себя в светской профессии. Но в семинарии говорят, что такие случаи единичны и осуждать этих людей ни в коем случае нельзя. У каждого своя жизнь, у каждого свой путь к Богу.

Надежда Шурховецкая

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии: 5

  • Интересно, я и не знала, что на Набережной расстреливали. Бррр. Кстати, лица ребят, потенциальных студентов, совсем неодухотворенные какие-то.


    • Лица как у обычных молодых людей, ищущих себя, а одухотворенного лицо это какое, например как у Патриарха?


      • Думаю лица тут играют последнюю роль. Вот например тот же действующий патриарх, с виду и по разговору, все располагает подумать, что очень духовный и верующий человек, а по факту просто лжец и наглец. Травил людей сигаретами и спекулировал нефтью за счет приближенности к Путинкой шайке воров и дармоедов. К тому же из своего обычая, останавливать движение на дороге, когда его персона мчится по делам, уже несколько людей умерли в скорых , пока эта особа провоцировала пробки. Так что может из этих новобранцев что то и получится, только вот учить их должны, не наглые и бессовестные гопники церковные, а действительно начитанные и порядочные люди.



  • Да … раньше для молодежи было престижно поступать в военные училища и получать сан лейтенанта, сейчас все перевернулось, наверно поняли где можно хорошо зарабатывать и ничего не делать

Comments are closed.

Короткие новости