В этом году в российских школах должны появиться стандарты для инклюзивного образования. Сегодня в инклюзивных классах уже обучается около 160 тысяч детей. Потребности в таком образовании гораздо больше. В России примерно 500 тысяч детей-инвалидов, плюс дети с особенностями развития, которые не имеют инвалидности, но нуждаются в специальных условиях обучения. И желательно - в массовых школах, в окружении здоровых сверстников.
В Минобрнауки пояснили, что переход будет плавным, никто не станет заставлять учебные заведения сию же минуту переходить на новые требования. Многим школам они пока что просто не под силу. И дело не только в материальных условиях — пандусы, специальные доски, книги со шрифтом Брайля, компьютеры со специальной клавиатурой в некоторых школах есть. Проблема в кадрах и методике обучения.
Стандарт для инклюзива учитывает разные группы особенных учеников — глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Самые сложные ученики для обычных школ — с задержкой умственного развития и аутисты. Для таких детей по новым требованиям в школах должно быть организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение. Обучение для учеников с задержкой развития будет идти и по обычным учебникам, и по специальным. Какие выбрать — решит учитель. В инклюзивных классах со школьниками работает не только учитель, но и логопед, дефектолог, социальный педагог.
Если в обычную школу приходит ребенок-аутист, для него нужно организовать особое рабочее место. Лучше всего — у стены, за индивидуальной партой, может быть, даже предусмотреть ширму. А если речь идет о «началке», то в классе будет уместен игрушечный домик или даже палатка. У таких детей большие сложности с общением, поэтому учителю надо быть готовым к тому, что с ребенком придется общаться с помощью карточек, планшета, таблиц, схем и проверять знания в виде тестов. Более того, правила не запрещают таким детям приносить из дома любимую игрушку, заниматься в классе лежа на полу. При этом, согласно статистике, от 5 до 7 процентов аутистов — одаренные дети, которые могут добиться значительных успехов в той или иной сфере. Тем не менее, иногда они не могут усвоить самых простых бытовых жизненных навыков. Для дефектологов в таком поведении детей ничего не обычного нет, но для среднестатистического учителя многое в так называемом коррекционном компоненте непривычно. По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, сейчас около 100 педвузов готовят учителей, которые смогут работать в инклюзивных классах с детьми — инвалидами.
Следующее новшество 2016 года — увеличение числа экзаменов после 9 класса. Теперь школьникам придется сдавать обязательные русский язык и математику, а также выбрать еще два предмета из списка. Вот он: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранный язык, информатика.
В начальной школе с 2016 года станут обязательными Всероссийские контрольные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. В прошлом году участие в них было добровольным.
Comments are closed.
Надежда
Обычным детям в наших школах не дают должных знаний и практики на уроках, приходится изучать материал дома. А пока учитель будет возиться с инклюзивными детьми, простым придется перейти на платные курсы вне школы! В классах сейчас по 33 ученика, школа работает в три смены! Какие палатки и ширмы, места нет в школе уже!
Надежда
Когда у нас образование вернется на прежнюю силу и славу! Когда перестанут продвигать учебники, изданные для наживи, а не для знаний! Мы до четвертого класса проходили по Питерсону математику, а в пятом перешли на Бунимовича(более слабая программа), а ЕГЭ будем сдавать ещё по какой-нибудь системе! Никакой логики и алгоритма подводящего ребёнка к сдаче экзаменов, сплошное наживательство за счёт издания новых версий учебников!