Каких-нибудь полвека назад это умели делать почти все жители деревни Федоровка Бондарского района. Сегодня же технологией создания легендарной федоровской игрушки владеют единицы. За их изделиями охотятся знатоки - народные игрушки они приобретают не для детей, а для коллекций.

Зародился промысел рядом с уникальным глиняным месторождением. Расцвет пришелся на первую половину 20 века. Деревня гончаров многие годы отправляла игрушки и посуду на ярмарки, изделия распространялись далеко за пределами нашей области. Спустя десятилетия искусство стало угасать вместе с деревней. Но несколько лет назад за возрождение федоровской игрушки взялась наш современник Катерина Каллас, преподаватель Детской художественной школы №2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова.

— У меня вскоре нашлись единомышленники, друзья, люди, которые помогали, понимая, насколько это важно и неотложно, поскольку сельским гончарам уже далеко за 80. И если мы еще немножечко посидим подождем, то нечего там будет возрождать. Люди попросту уйдут из жизни. И это важно, потому что новые традиции на этом месте мы не придумаем. И придется либо перенимать чужие, либо выдумывать. И то, и другое плохо, — объясняет Катерина Каллас.

Характер игрушек

Я рассматриваю игрушки, которые сделали ученики художественной школы. Катерина Каллас называет их работы репликами. Для федоровской игрушки свойственна некоторая диспропорция. Иногда животные выглядят настолько необычно и интересно, что осознание, кто перед вами, приходит не сразу. Например, попробуйте увидеть гуся в динозавре.

Для игрушек характерна процарапка, напоминающая «ёлочку». Такой же орнамент прослеживается и на посуде в виде налепа. Его можно трактовать как древо жизни.

Если сравнить работы учеником художественной школы и оригинальные игрушки, то они очень похожи.

— А сколько видов фигурок игрушек существует?

— Сюжетный ряд в любой народной игрушке – это всадник, из птиц – петух, жаворонок, гусь. Из животных – олень либо лось, заяц, медведь. Из домашнего подворья – барашек, коза, собачка.

— Современные федоровские игрушки изменились внешне или вы повторяете те, которые были в прошлом?

— Безусловно, мы стремимся к максимальной аутентичности. Начали мы с того, что просто копировали образцы в музеях и те, которые добывали в экспедициях. Но любая традиция не замирает, она развивается. Разумеется, каждый мастер привносит что-то свое. Сначала изучает пластический язык, а потом уже при помощи этих навыков самовыражается творчески. Тут очень тонкая черта – не перейти в авторскую игрушку и в то же время не раствориться в традиции окончательно, не стать слепым копирователем.

Наследники мастеров

Игорь Савельев уже три года занимается керамической игрушкой. Увлечение к нему пришло в Центре славянской культуры «Лада», где ценилось одно из направлений культуры – керамика. Чтобы освоить промысел, Игорь познакомился с именитыми тамбовскими мастерами, которые возрождают федоровскую игрушку. Среди них Катерина Каллас, Антон Науменко (он также занимается авторской керамикой). Игорь активный участник экспедиций, готовый к тяготам путешествий по бездорожью. Год назад он выкупил у потомков деревенских мастеров два гончарных круга, оборудовал в гараже мастерскую.

— Федоровскую игрушку ни с чем не спутаешь. Но говорить о том, что зародилась она как культурное явление именно на Тамбовщине, будет неверно. Оно характерно для всех индоевропейцев — от Таджикистана до Исландии. А вот сама федоровская глина, действительно, уникальна. Она очень пластична и годится, как для гончарной обработки, так и для мелкой пластики. Ценный материал для гончарных работ залегал никак не меньше чем на глубине трех метров, а раскопки доходили и до восьми. Глина у поверхности не годилась для работ, поскольку в ней содержалось много примесей.

Изготовляя посуду, мастера работали на ручном гончарном круге. Игрушки делались руками. На просушку отводили несколько дней, затем обжиг. Готовые изделия продавались на ярмарках.
Ближе к концу 20 века дело пришло в упадок, гончарные круги были заброшены. В наши дни в Федоровке еще оставались потомки мастеров, но и они уходят навсегда. Время не сохранило ни тех глиняных шахт, ни даже ямок. Дома забрасываются, целые улицы зарастают сорной травой.

Мастер Иванов Григорий Сергеевич с женой Клавдией
Мастер Иванов Григорий Сергеевич с женой Клавдией

Данил Чулюкин — один из лучших продолжателей традиции федоровской игрушки, с глиной работает с детства. Вместе с экспедицией часто ездит в Федоровку. Сведения собирают по крупицам: то сельские бабушки подскажут, как выглядели игрушки их детства, то земля «вытолкнет» осколки керамики. Но в основе — то, что подсматривают у местных ремесленников.

— Я видел много деревень, да и сам периодически жил на хуторе. Но в Федоровке, наверное, из-за относительной изолированности (там нет вообще никакой дороги), складывается ощущение, что поселение застыло в конце 19 – начале 20 века. Оставшиеся жители все также ведут натуральное хозяйство. При этом мастеров здесь почти не осталось. Ольга Павлова Попкова не единственный представитель традиции, но единственная кто работает за кругом, когда мы ее просим, и может рассказать и показать технологию. Там есть еще один очень хороший в прошлом гончар. Живет один, ему около 80 лет, но он полностью ослеп и глух, но, тем не менее, он пытался работать за кругом, но из-за проблем со зрением не задалось. Но он показал нам очень интересные способы лепки на руках, слепил несколько игрушек, несмотря на отсутствие зрения. Руки его все еще помнят все приемы.

Крестьянская игрушка в арт-пространстве современности

В течение пяти лет федоровская керамика демонстрируется на различных выставках, как у нас в области, так и за ее пределами. Открытие экспозиции федоровской игрушки готовится в Музейно-выставочном комплексе ТГУ, также планируется показ изделий народного промысла в центре «Диалоги культур» научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Масштабную выставку «Федоровская керамика: в поисках утраченного», которая была представлена в Тамбовском краеведческом музее, в мае увидят вороненежцы. Как продолжатели традиции ученики художественной школы №2 имени В.Д. Поленова выставляют свои работы рядом с признанными мастерами.

— Если нет крестьянкой игрушки, это не значит, что утрачен промысел, — поясняет Катерина Каллас, — просто поменялась формация. Теперь этим занимается интеллигенция. Таково веление времени. Мы можем перенять и продолжить традицию, адаптировав ее к современному арт-пространству. Ведь образцы высокого мастерства редки и дороги. Как все настоящее.

Надежда Шурховецкая

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии: 2

Comments are closed.

Короткие новости