Сегодня участники групп «Сохраним Тамбов» и «Спасем Студенец» провели экскурсию по городу для заместителя главы областной администрации Олега Иванова, начальника нового госоргана охраны памятников Владимира Копылова и его сотрудников. Начало экскурсии предоставили вести мне, остальную часть – Олегу Карнаухову. О своем экскурсионном маршруте расскажу отдельным постом, а пока поделюсь общими впечатлениями.
Я не ожидала, что район улиц М. Горького, Комсомольской, Ленинградской, Лермонтовской произведет на меня на этот раз такое удручающее впечатление. Возникло такое чувство, что здесь только что прошла война: здания, еще несколько лет назад выглядевшие более-менее пригодными для жилья, сегодня смотрятся настоящими трущобами. Местами в застройке зияют пустоты, заросшие бурьяном, где все постройки снесены, а нового строительства не начато. Эта часть города доведена до катастрофического состояния – и объекты культурного наследия, и жилые дома, не имеющие никакого официального статуса.
Примерно 10 лет назад власть объявила, что эти исторические кварталы будут пущены под снос, поэтому многие жильцы опустили руки, перестали следить за своими домами, ожидая отселения. Однако те из них, которые имеют средства и являются владельцами земли, не хотят терять свои усадьбы, где выросло не одного поколение их семей, покидать центр города и отправляться на окраину. Другие, как, например, мои родственники, живущие на улице Комсомольской, на своей земле имеют мастерскую, которая позволяет заниматься бизнесом, поэтому переселяться в многоквартирный дом им тоже не хочется. Одним словом, ситуация с каждым домом в этом районе индивидуальна и требует отдельного рассмотрения. Так что единого решения для устранения проблемы найти не удастся.
Участники экскурсии от общественности в своих постах и комментариях к ним уже отметили, что на показ плачевного состояния памятников и отсутствие у них утвержденных зон охраны, которые помогли бы сохранить историческую застройку, сегодня звучал один ответ: «Денег нет!» Однако на вопрос о том, что было сделано для поиска средств, ответить пока никто не смог, а ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет…
Что еще сказать о сегодняшней прогулке? Мне показалось, что она имела несколько формальный характер, как и многое в нашей сегодняшней жизни. Одна сторона диалога делала вид, что «работает» с общественностью, другая – что не замечает формализма происходящего. Лишь Надежда Толмачева, которая перешла на работу из прежнего госоргана охраны памятников в новый, восприняла мероприятие чуть ли не в качестве своей личной аттестации. Стараясь показаться перед новым начальством, она перебивала добровольных «экскурсоводов», чтобы возразить, а также, к месту и не к месту, процитировать очередную статью закона о культурном наследии. В какой-то момент я подумала: «А пусть бы она и провела эту экскурсию, бесконечно ссылаясь на законодательство. Возможно, именно таким способом добилась бы того, что, наконец, поняла бы сама и дала возможность задуматься другим, что законы все-таки надо соблюдать».
По мысли заместителя главы обладминистрации Олега Иванова, целью сегодняшней прогулки являлось знакомство нового начальника управления по охране памятников с градозащитниками и формирование из них при этом органе общественного совета. Во всяком случае, именно так было объявлено заранее. Однако когда Олег Карнаухов, завершавший экскурсию, поблагодарил противоположную сторону за общение и выразил надежду на то, что следующая встреча состоится уже в рамках работы совета, то та же Надежда Толмачева, взяв на себя роль главного представителя управления, резко ответила: «Желающих войти в совет много, а мест в нем мало». Таким образом, присутствующим было дано понять, что совет, как и прежде, будет сформирован из «другой» общественности.
Если бы не последнее заявление, то можно было бы сделать вполне положительный вывод о том, что, несмотря на формализм встречи, знакомство все-таки состоялось, что диалог начат и, возможно, будет продолжен…
Текст и фото Марины Климковой.
Comments are closed.
Мария
Автор, не обольщайтесь. Посмотрите на их лица. Нет в них гордости и любви к своей Родине, в том числе и к малой. Полный пофигизм.