Олимпийский парк на севере Тамбова – крупнейший проект благоустройства, реализуемый за счет частных вложений. О том, что было сделано, с какими проблемами пришлось столкнуться и как складывались отношения с властью и общественниками в интервью «НТ» рассказал генеральный директор компании инвестора «СК Жупиков» Антон Карганов.
— Антон Александрович, год заканчивается. Олимпийский парк за это время серьезно преобразился. Давайте поговорим о том, что вы успели сделать за это время и что еще предстоит сделать.
— Отчетный период по выполненному объему у нас был 2 августа. Как раз в этот день префектура «Олимпийская», с которой мы сегодня успешно сотрудничаем, отмечала год своего создания. Именно тогда, воодушевившись энтузиазмом членов префектуры, мы поставили себе задачу: по максимум выполнить строительство парка в 2018 году, не менее чем на 90- 95% от объема.
Что именно мы успели сделать: заасфальтировали более четырех тысяч квадратных метров универсальных дорожек, которые в последующем будут использоваться как лыжные, роллерные и беговые трассы, построили баскетбольное поле и теннисный корт, успели подготовить основание площадок для воркаута и тренажеров. Завершили работы на футбольном поле с натуральным газоном, который соответствует стандартам ФИФА, сделали вокруг него ограждение. Это очень важный момент, поскольку вандалы этим летом, увы, не дремали. Стабильно что-то портили и ломали. Уже чистовое прорезиненное покрытие корта нам резали неоднократно. Изначально мы планировали сделать ограждение площадок в следующем году, но, столкнувшись с актами вандализма, решили, что нам нужно всеми силами сберечь то, что уже построено.
— Две игровые детские площадки тоже уже готовы. Все остальное появится весной?
— Эти две площадки были у нас в плане на текущий год. Более того, хочу отметить, что закупленные игровые комплексы – это результат нашей совместной работы с членами префектуры. Именно они занимались подбором игровых и спортивных элементов – горок, качелей-гнезд, балансиров, воркаут-комплексов. Изначально бюджет игровых площадок был ниже. Но, по просьбе префектуры, мы пошли на увеличение сметы, которая в конечном итоге выросла почти в три раза. Добавилось не только количество малых архитектурных форм. К примеру, песчаное основание на детских площадках мы заменили на безопасное современное покрытие. В этом году погодные условия нам не позволили завершить эту часть работ, но покрытие уже оплачено и весной обязательно будет уложено. Еще одна перспективная детская площадка появится вблизи Сабуровской, она рассчитана на детей более старшего возраста, в ней будет канатная дорога и другие интересные элементы. Основание под нее уже готово.
— Антон Александрович, с детскими площадками всё ясно. Наверняка, детвора будет рада такому разнообразию игровых комплексов. А как быть с подростками? При проектировании рекреационных зон о них, увы, часто забывают. Детям 12-15 лет, по сути, нечем заняться в наших микрорайонах. В лучшем случае они сидят на лавочках, в худшем – проводят время в так называемых «заброшках» или на крышах. С помощью чего будете занимать досуг этой части аудитории?
— Эту проблему мы неоднократно обсуждали с префектурой. Хотелось учесть интересы всех возрастных категорий граждан. Именно поэтому у нас родилась идея организации памп-трека и скейт-парка – это как раз те площадки, которые могут стать центром притяжения активной молодежи. Кроме того, у ребят будет возможность пользоваться универсальными трассами, протяжённость самой длинной составляет 650 метров. Ролики, велосипед, лыжи – всё это будет доступно для подростков и их родителей. Для любителей фитнеса – тренажерный зал под открытым небом, для легкоатлетов – воркаут-площадка. Футбольное поле, теннисный корт, волейбольная и баскетбольная площадки – в общем, всё, что душе угодно. Я думаю, что после того, как парк будет введен в эксплуатацию, возможности для качественного времяпровождения у северян вырастут многократно.
— Проект, действительно, масштабный. Какую сумму на сегодня вы как инвестор уже вложили в парк.
— Порядка 97 млн рублей. Сюда в том числе входит то оборудование, которое нами уже закуплено, но пока не установлено. То есть скейт-парк, лавочки, урны, фонари, тренажеры. Цифра эта не окончательная. Мы полагаем, что она еще возрастет за счет приобретения оборудования для третьей площадки и памп-трека, всё это недешевое удовольствие.
— Изначально вроде речь шла о 65-70 миллионах рублей. Именно в такую сумму оценивался проект. За счет чего произошло такое серьезное удорожание.
— Сумма в 65-70 млн называлась в период, когда мы еще планировали жилую застройку на территории парка. Если помните тот спорный проект, из-за которого как раз и началась эта «олимпийская» история, тогда площадь парковой зоны должна была уменьшиться примерно на треть. В предыдущем проекте не было скейт-парка, памп-трека, площадь дорожек и трасс тоже была на процентов 30 меньше. Вот отсюда и складывалась сумма в 65 млн.
— Олимпийский парк – это, пожалуй, первый в истории современного Тамбова опыт благоустройства за счет частных инвестиций. По сути, вы являетесь первопроходцами в этом деле. Сегодня на всех уровнях власти говорят о том, что стране нужен социально ответственный бизнес, готовый вкладываться не только в торговые центры, но и в сады, школы, парки. И вот такой бизнес появляется в Тамбове. С какими проблемами в ходе реализации проекта вам пришлось столкнуться, насколько продуктивным было сотрудничество с администрацией города и префектурой.
— Вы правы. Это первый такой масштабный опыт как для нас, так и для властей. По всей стране сегодня уже не первый год работает программа благоустройств общественных территорий «Комфортная городская среда». Там механизм уже отлажен, все работает практически как часы, есть четкий алгоритм действий, прописанный Минстроем. Нам же приходилось двигаться на ощупь. Отдельные вопросы, где нам требовалась поддержка со стороны городской администрации, буксовали.
— Например?
— Например, у нас возникла большая проблема с поливом. Для этого попросту не было необходимых ресурсов. Представьте себе: лето, неимоверная жара, у нас высажены деревья и несколько гектаров газона – всё это нужно поливать, чтобы сохранить, а поливать нечем. Парк не стоит на балансе у города, а значит чисто юридически у них нет оснований осуществлять полив. В итоге начали думать, как спасать ситуацию. Мы за свой счет пробурили скважину, поставили туда насосную систему и генератор — всё это нам позволило какое-то время осуществлять полив. Ситуация обострилась, когда на футбольном поле был уложен очень дорогостоящий рулонный газон, который тоже нужно было обильно поливать. Воду пришлось возить с базы в больших ёмкостях, разгружали её манипулятором, в день делали по пять-шесть рейсов. Это, действительно, было непросто и достаточно затратно. Бросить всё на произвол судьбы, ждать дождя? Абсурдно! Поэтому логично было еще немного вложиться, но довести начатое до конца.
Еще одна проблема – электрификация. Сначала мы рассчитывали, что нам дадут точку подключения к подстанции Центра единоборств. Но после ряда встреч с тамбовскими властями было принято совместное решение приобрести для парка собственную модульную подстанцию. Обошлась она нам в 1,8 млн рублей. Под неё уже подготовлен фундамент, получены ТУ. Подстанция будет полностью обслуживать нужды Олимпийского. У нее есть хороший резерв, который позволит не только подавать мощности на фонари, но и в перспективе устраивать в парке всевозможные ярмарочные мероприятия или даже установить луна-парк.
— Так всё же! Как по-вашему, готова ли сегодня местная власть к работе в формате «бизнес финансирует – администрация создаёт условия»?
— Безусловно, некоторые механизмы взаимодействия власти и частного инвестора сегодня не отработаны, не выстроены связи, не всегда есть понимание того, кто и за что должен отвечать. Думаю, причина в том, что в нашей истории с самого начала не было дорожной карты, в которой обычно пошагово описываются все детали такой масштабной работы. У каждой стороны должна быть своя зона ответственности. Власть должна понимать, что работа с бизнесом – это улица с двусторонним движением. И связующим звеном в этой истории как раз может и должна выступать префектура. Важность и значимость этой общественной структуры нельзя недооценивать. Многие вопросы нам удалось «протолкнуть» благодаря активной позиции членов префектуры. Я думаю, что опыт строительства «Олимпийского парка» станет хорошим фундаментом для реализации других подобных проектов. Такая форма работы выгодна и власти, и общественности, и бизнесу, который получает от этого, прежде всего, имиджевые дивиденды. Я уверен, что Олимпийский парк имеет огромный потенциал и регион, думаю, сможет получить от этого соответствующий социально-экономический эффект.
— Антон Александрович, а что с полноценным озеленением Олимпийского, по поводу которого так сокрушался урбанист Илья Варламов? Была ведь идея высадить крупномеры? Отказались от нее?
— Действительно, этой осенью мы планировали закупить первую партию трехметровых деревьев. В поисках хороших саженцев дошли до Москвы. Префект Ольга Грипич активно занималась этой проблемой. Когда вышли на поставщика, попросили прислать его пример того, что мы в итоге получим. Нам отправили весьма жизнеутверждающие фотографии. Вроде бы всё понравилось. Я уже был готов оплатить счет. Но в тот день, когда планировалась подкопка деревьев, Ольга решила еще раз связаться с этой организацией, чтобы ей отправили фотографии конкретных деревьев, которые сейчас будут копать для нас. За бдительность и чутье ей нужно выразить особую благодарность. По факту оказалось, что это обычные саженцы, буквально на полметра больше тех, что сегодня высаживают у нас в Тамбове, но по цене крупномеров – от 5 тыс рублей за штуку. Естественно, заказ был аннулирован. Но мы не отказываемся от этой идеи. Весной на одной из аллей парка обязательно появятся полноценные деревья, способные уже летом давать хотя бы небольшую тень. Что же касается блогера Варламова, то его критика мне показалась не совсем конструктивной, особенно когда речь идет о еще строящемся объекте. Где-то он обнаружил у нас «поехавшую» плитку. Возможно, такие места и есть, но этот процент настолько ничтожен, что предъявлять его как аргумент, конечно, некорректно. В любом случае при передачи парка городу все имеющиеся недочеты будут устранены.
— Месяц назад пришла хорошая новость о том, что Москва выделит на завершение работ в Олимпийском парке 98 млн рублей. Вы будете иметь какое-то отношение к этим деньгам?
— Нет, этими средствами будет полностью распоряжаться администрация города или области. Мы отвечаем за свой объем работ, они – за свой. Насколько я понял, они пойдут по линии программы «Комфортная городская среда». За счет их благоустроят территории слева и справа от Центра единоборств, соединив тем самым сквер с фонтаном и парк. Еще у префектуры была идея использовать эти ресурсы для полноценного озеленения парка, тех самых крупномеров. Тем более, что речь идет об очень существенных суммах – примерно 40 млн рублей. В администрации объяснили, что по линии этой программы купить деревья вообще не получится. Слишком высоки риски. Если деревья вдруг погибнут, как за это отчитываться? Небольшие саженцы посадить не проблема. Но префектура буквально грезит идеей того, чтобы в парке появились крупномеры. Поэтому вопрос полноценного озеленения парка на сегодня остается открытым. Кроме того, сегодня есть предварительные договоренности о том, что за счет федеральных средств будет закуплен более дорогостоящий памп-трек и импортное оборудование для воркаут-площадки. Таким образом, эта статья расходов с нас будет снята, на высвободившееся деньги как раз можно было бы приобрести часть деревьев.
— Когда всё-таки будем перерезать красную ленточку в парке? Какие у вас прогнозы?
— Парком уже сегодня активно пользуются местные жители. Торжественное открытие можно было бы организовать уже в начале следующего лета. Возможно, приурочить его ко Дню города. Уверен, что к этому сроку мы свою часть работы сдадим полностью. Точную дату, думаю, префектура определит совместно с городской администрацией.
Спасибо за беседу.
Comments are closed.
гостья
А кому нужны карликовые деревья в парке?
Андрей
Как бы то ни было, но они тратят деньги на парк. Мало кто так поступает. Может им что-то и вернут из бюджета.
ПУТИН Team
Давайте просто по завершении всего посчитаем все что туда будет выделено бюджетом и на какую сумму и как сделано и тогда поймём почему все быстро разрушается а точно действительно стоит денег например деревья-крупномеры так и не закуплено
Сергей
Парк сделали и опять вам все плохо.
ПУТИН Team
Не верю, не те люди
Я
главное на встречку не выехать.