В апреле вступили в силу очередные поправки в Жилищный кодекс, которые позволяют собственникам квартир перечислять деньги поставщикам ресурсов в обход управляющих компаний и товариществ собственников жилья. О том, как жителям перейти на "прямые" расчеты, кому это выгодно и как не ошибиться при принятии решения. Об этом и многом другом в интервью "Новому Тамбову" рассказал руководитель НП "ЖКХ Контроль", председатель Общественного совета по ЖКХ Андрей Пронькин.

Андрей Пронькин
Андрей Пронькин

— Андрей Николаевич, как будет выглядеть процесс перехода на прямые договоры и зачем это нужно?

— Согласно новым поправкам в ЖК РФ, собственникам предоставлено право выбора. Если их устраивает действующая УК (как она начисляет плату за коммунальные услуги, как отчитывается), то для них ничего не меняется. А если есть недоверие, сомнения в эффективности компании, граждане могут заключить договоры от своего имени с поставщиками. Ресурсоснабжающие организации тоже могут выступить с такой инициативой, если у УК имеется просроченная задолженность более чем за два месяца.

Предполагается, что убрав из платежной цепочки одно звено, удастся добиться максимальной прозрачности расчетов, уйти от долгов. Долги УК перед поставщиками часто невозвратны, если компания банкротится. В Тамбове такие случаи тоже есть. Пример тому печально известная всем УК «Доверие», собирающая в свое время с жителей плату за услуги, но не рассчитывающаяся с РСО и накопившая тем самым многомиллионную задолженность. Как итог — отзыв лицензии у УК.

— Как выглядит процедура, с чего начать собственникам, если они все-таки решат перейти на прямые договоры с РСО?

— Чтобы перейти на прямые договоры, жильцам надо сначала организовать общее собрание собственников в доме и проголосовать (простым большинством, 50% площадей + один голос. — Прим. ред.) за новую схему оплаты. Объявление о собрании вывешивается за 10 дней. В назначенный день проводится собрание, оформляется протокол решения общего собрания (уведомление, реестр ) направляется копия в ресурсоснабжающую организации и оригинал в госжилинспекцию.

Порядок заключения такого договора уведомительный. То есть собственникам дополнительно ничего подписывать и обращаться к компании — поставщику услуг не придется. По истечении 30 дней с того момента как ресурсоснабжающая организация уведомит собственников о переходе на прямые договоры, например, повесит объявление на информационном щите подъезда, договор вступает в силу.

Ресурсоснабжающая организация может попросить у собственников отсрочку по переходу на прямые договоры, но не более чем на три месяца.

— Может ли ресурсоснабжающая организация под каким-либо предлогом отказать собственникам, пожелавшим заключить с ней прямой договор?

-Недавно ко мне обратились собственники одного из домов, которые рассказали, что они провели собрание, подготовили протокол, передали его ресурсопоставщику, а тот вернул под предлогом, что документы оформлены ненадлежащим образом. Хочу подчеркнуть: несмотря на то, что процедура перехода на прямые договоры имеет свои тонкости, право оценивать действия собственников у ресурсоснабжающих компаний нет. Есть два юридических термина, которые могут дать основания усомниться в протоколе, это признак ничтожности и признак неоспоримости протокола. При этом оспорить протокол общего собрания можно только в судебном порядке. Истцом может быть либо собственник, который не голосовал, либо госжилнадзор. Все остальное — фантазии, которые, впрочем, имеют причинно-следственную связь.

Когда ресурспоставщикам было выгодно, они  жаловались: «Мы не получаем деньги, управляющие компании оставляют их на своих счетах и пользуются ими, как хотят». И вот принимается закон. Казалось бы, теперь все вопросы снимаются. В новых условиях РСО способны довести свою собираемость до 98%, а 2% — у них заложено в тарифе на недоборы, соответственно, они получат всё. Давайте, действуйте! Но что мы видим в итоге? РСО почему-то идут на попятную, причем совершенно под надуманным предлогом. Очевидно, понимая, что теперь им придется работать с каждым абонентом индивидуально. В общем, весьма парадоксальная ситуация. Так быть не должно. Это попросту обесценивает изменения, выстраданные Минстроем, прошедшие непростые согласования в Госдуме, Совете Федерации и в итоге подписанные президентом.

— А как в случае перехода будет списываться ОДН по свету и воде? На кого все это ляжет?

При переходе дома на новую форму расчет УК обязана будет заключить договор с РСО на поставку коммунальных услуг на общедомовые нужды. То есть ОДН, как и прежде, остается на УК. Но здесь возникает риск, при котором ресурсники попробуют по этому ОДН списать все небалансы. Представим ситуацию: в квартире проживает 5-6 человек, при этом прописаны всего двое. Выше норматива им начислить не могут. Куда в этом случае деть небаланс? На ОДН! Содрал какой-нибудь житель дома пломбу с электрического счетчика, подкрутил, при этом у него с утра до ночи перфоратор не выключается, чайник и утюг. Общедомовый счетчик это ловит, а по индивидуальному — у него там копейки набегают. Раньше худо-бедно у нас этот вопрос контролировали управляющие компании, они снимали показания счетчиков. Теперь же это обязаны будут делать ресурсопоставщики. А вот будут ли  — вопрос! Ведь для этого им придется значительно увеличивать штат контролеров.

Важно понимать, что именно от соблюдения периодичности снятия этих показаний зависит ОДН, будет там сверхнорматив, который нельзя выставить жителям или не будет. И вот как раз тут могут возникать конфликтные ситуации между ресурсниками и управляющими компаниями. РСО будет выставлять в рамках ОДН все небалансы, а УК будет от них отбиваться, требуя проведения корректного контроля приборов учета.

-То есть в настоящий момент этот вопрос остался в подвешенном состоянии и решения по нему не найдено?
— Да, все верно. На последнем Общественном совете по ЖКХ прозвучало предложение о том, чтобы РСО и УК заключили между собой соглашение о взаимодействии. Но и те, и другие как-то вяло отреагировали на это. Очевидно, что они еще до конца не поняли, что их ждет впереди.

— После перехода на прямые договоры, кто будет выставлять квитанции?

— Всеми уровнями власти признается, что единый платежный документ — это благо. На том же общественном совете было высказано пожелание сохранить единый платежный документ, независимо от того, какое решение примут собственники. Технически для этого препятствий никаких нет. Если сегодня на квитанции мы видим лишь два QR-кода для оплаты (один код УК, второй — фонда капремонта), то после перехода на прямые договоры их число увеличится.

— Спасибо за беседу

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии: 6

  • Перспектива этого проекта заведомо провальна, так как пункт первый( собрать собственников, проголосовать и набрать), уже и есть тупик. через который многие не пройдут и УК как воровали деньги у жителей и ресурсников, так и будут. Не когда у нас нормальных законов не издавали, всегда с лазейками для воров.


  • Господа, изучайте зарубежный опыт. И всё у вас наладится. Тут главное не воровать (исключить такую возможность как со стороны собственника, так и со стороны УК и РСО.) Отдельные и прямые счета —
    это правильно. В Испании счета за электричество приходят раз в два месяца, а за воду — ежеквартально. Всё, конечно, зависит от особенностей конкретной страны, от политики, экономики государства, климата и пр. Если в ОАЭ и в Новой зеландии электричество бесплатно, то в России платят столько же примерно, как в Мозамбике. В Исландии нет УК как таковых, но есть избранный жильцами управляющий дома, который решает все проблемы, оплачивая расходы из фонда дома, созданного собственниками дома. И при этом ни в Новой зеландии, ни в Исландии нет атомных электростанций, используются безопасные и экологичные источники энергии. Любой житель Европы может самостоятельно выбрать себе поставщика, иногда даже нескольких (дневные и ночные поставки света — разные поставщики), если на рынке услуг появляется более выгодный поставщик — клиент вправе перейти к нему. Во многом система ЖКХ в странах Европы рассчитана только на добропорядочность жителей. Счетчики каждой отдельной квартиры обычно устанавливаются в обособленном помещении, куда представители коммунальных служб заходят каждый месяц, снимают показания и делают расчет суммы взноса. А европейцы потом просто оплачивают полученные счета, полностью доверяя правильности начислений. Интересно, что россияне платят за природный газ больше своих соседей. В Белоруссии, Украине, Армении, Казахстане газ обходится жителям дешевле в пересчёте на рубли, чем В РФ. Например, в Туркменистане плата за коммунальные услуги отсутствует вовсе… И прежде чем повышать тарифы на свет, воду и отопление, стоит задуматься о модернизации всей коммунальной системы, так как в Европе невозможно представить ситуацию, когда порядка 50% тепла просто теряется на пути от котельной до потребителя. При этом платит за такие потери, конечно же, обычный россиянин.


    • Лучше про Туркменистан не пишите там ещё чудеснее чем у нас аксакал, да и по поводу бесплатных благ их кажется уже отменяют, да и были они недоступны большинству населения поэтому наверное и бесплатны были, Туркменистан ещё более Потемкинскоетгосударство чем Северная Корея и наше




  • Пока власть ведет политику повышения своих внешнеполитических рейтингов за счет обычных граждан, пока сливают народное достояние (лес, газ, нефть) за бугор, а полученные средства, выводят в банки США и др. страны, при этом поливая эти страны в местных сми. Пока народ думает, что хоть столько то платят , а то придет новый и будет еще хуже, так и будет Россиия в дерьме, а по телевизору показывая благополучные страны с высоким уровнем жизни населения, будут рассказывать что мы свободный и гордый народ, пусть без штанов и с голой жопой. но с нами наш президент и его 12 друзей .

Comments are closed.

Короткие новости