Уроки в миграционном центре
Уроки в миграционном центре

Федеральная миграционная служба (ФМС) начала в Тамбове эксперимент: на фоне общероссийских проблем с мигрантами и разговоров о том, что их надо интегрировать в общество, в городе открыли Центр адаптации трудовых мигрантов. Здесь – за счет работодателей – приезжих учат русскому языку, основам общения с русскими девушками и возят на экскурсии по городу.

Как будет по-русски «почему вы меня задерживаете»

Студенты тамбовского Центра социальной адаптации трудовых мигрантов по ролям читают учебник русского языка для приезжих.

Мигрантов учат русскому языку на близких им ситуациях
Мигрантов учат русскому языку на близких им ситуациях

— Придется вас задержать. Пройдемте в отделение.
— Почему вы меня задерживаете, товарищ капитан?
— У вас нет регистрации. Для выяснения личности.
— А это долго выяснять?
— Увидим. Часа три. Садитесь в машину.

Мигрантов учат русскому языку на близких им ситуациях
Мигрантов учат русскому языку на близких им ситуациях

Учебник основан на наиболее типичных ситуациях, в которых может оказаться гастарбайтер: получение разрешения на работу и медицинского полиса, отправка денег домой, общение между коллегами. Ну и общение с полицией, разумеется.

Мигрантов учат русскому языку на близких им ситуациях
Мигрантов учат русскому языку на близких им ситуациях

Учителя Центра уверены: именно предельно приближенные к реальной жизни ситуации заставят мигранта скорее выучить хотя бы основы русского языка и худо-бедно интегрироваться в российское общество.

«В последние годы мы столкнулись с тем, что молодежь из республик Средней Азии русский язык практически не знает, – сетует начальник тамбовского ФМС Александр Тимофеев. – Их родители учили язык в Советском Союзе, в школе. Сейчас русский не преподается или преподается плохо».

Центр, как и полагается учебному заведению, начал работать в начале сентября. Он рассчитан на 100 мест, но заполнен пока наполовину – не очень удачно был выбран момент для начала открытия, признают в ФМС, ведь «высокий» сезон в строительстве и сельском хозяйстве в это время заканчивается, и мигранты уезжают на зиму домой.

Кроме того, многие работодатели еще не поняли собственной выгоды сотрудничества с центром. Обучение в нем ведется не за счет государства, а за счет «хозяев» мигрантов, и в ФМС рассчитывают сделать его самоокупаемым.

Пейзажи на стенах центра должны заставить мигрантов любить Россию
Пейзажи на стенах центра должны заставить мигрантов любить Россию

За 5,5 тысяч рублей в месяц мигрант получает не только уроки русского и интересные экскурсии, но и весь комплект «белых» и грамотно оформленных миграционных документов, а также проживание в довольно комфортных условиях. Миграционной службе пришлось провести кропотливую работу среди местных фирм, объясняя им плюсы участия в проекте. Некоторые отказались, ссылаясь на… дороговизну.

Свежеотремонтированный Центр больше всего похож на студенческое общежитие. Сейчас живут тут только мужчины и только из Узбекистана – «дружбу народов пока решили не делать», говорит глава местного ФМС Александр Тимофеев.

Почему в Тамбове?

Вслед за Тамбовом подобный центр открылся в Оренбурге, и если проекты окажутся успешными, их распространят на всю страну. Почему именно Тамбов стал пилотным регионом? Во-первых, здесь, как оказалось, одно из самых продвинутых управлений ФМС. Во-вторых, у них нашлись свободные площади, которые можно было переоборудовать.

По данным Александра Тимофеева, в области сейчас поставлено на учет 30 332 иностранцев (население Тамбовщины, по данным на начало 2013 года, – 1 075 748 человек). Заметна и тенденция – за 9 месяцев этого года в Тамбовскую область въехало 30 тысяч человек, тогда как за весь прошлый год – всего 25 тысяч.

Из них трудовых мигрантов около 8 тысяч. Таким образом, 50 или даже все сто учеников центра социальной адаптации – это, в общем-то, капля в море. С другой стороны, многие трудовые мигранты русский язык все-таки знают, да и надо же с чего-то начинать.

А начинать решили с молодых мигрантов – в Центр берут не всех подряд, а мужчин 20-30 лет, которые все-таки обладают минимальным знанием русского языка, а также должны быть трудоустроены.

«Без мигрантов город не справится, однозначно. Тамбов развивается, строится», – говорит Тимофеев. По словам главы местного УФМС, мигранты чаще всего работают на стройке, а также в сельском хозяйстве и торговле – в общем, как и везде по России.

Проект очень нужный, считают в службе, а то сейчас бывают случаи, когда мигранты приходят получать гражданство вдвоем с переводчиком.

Вместо свадьбы – в Россию

День в Центре начинается в семь утра. Его жители завтракают, совершают утренний намаз и отправляются на работу – ведь заплатив за их обучение, работодатели не освободили их от основных обязанностей, так что занятия и экскурсии проходят по вечерам и выходным.

Проживание в хороших условиях – важный аргумент в пользу учебы в центре
Проживание в хороших условиях – важный аргумент в пользу учебы в центре

Студенты живут кто вдвоем, кто вчетвером-вшестером. Удобства – на этаже, здесь же находятся кухни, где мигранты сами готовят себе еду, и классы, где два раза в неделю их учат русскому языку. В ближайшем будущем добавятся уроки истории.

В одной из комнат живут три брата Мамасатдыковых – Бунед, Рузибой и Хумоюн. Самому старшему, Рузибою – 32 года. В России он уже несколько лет, дома, в Ташкенте, у него семья – молодая жена и две дочери. В Тамбове он работает электромонтажником, получает 20 тысяч рублей. Две тысячи в месяц тратит на еду, остальное отправляет семье. В Ташкенте такие деньги заработать невозможно – только если открыть свой бизнес, что и собирается когда-нибудь сделать Рузибой.

Братья Мамасатдыковы приехали в Россию в разные годы и не собираются обратно в Ташкент
Братья Мамасатдыковы приехали в Россию в разные годы и не собираются обратно в Ташкент

«Мне дом покупать надо, в Узбекистане такие деньги не накопить», – объясняет он. По его словам, в пригороде Ташкента хороший дом можно купить за 3-4 тысячи долларов – эти деньги в России можно вполне заработать за год.

Самому младшему, Хумоюну, всего 20 лет. Он пока не женат – рассказывает, что родители хотели его женить в этом году, но тогда не получилось бы поехать на заработки: традиция велит пару лет провести с молодой женой и уже только потом отлучаться. Поэтому он решил сначала поднакопить деньжат.

В России братья оставаться не собираются, хотя и понимают, что «командировка» может затянуться на много лет, с отпусками в Узбекистане.

«Я думаю, что там родина, родители… Жить надо Ташкент», – объясняет Мамасатдыков-старший.

Из братьев он знает русский язык лучше всех. В Узбекистане в большинстве школ русский больше не преподают. К счастью, язык хорошо знает их отец, который и научил братьев азам.

Учить русский язык надо, считают братья – пока что у них «акцент много». Так что в Центре им нравится, тем более что раньше они снимали на троих квартиру, а теперь можно жить бесплатно. Особенно запомнилась экскурсия по тамбовским достопримечательностям, которую им провели студенты местного факультета туризма – чтобы мигранты прониклись любовью к Тамбову.

«Бюст Рахманова (Рахманинова, – Авт.), вокзал, площадь Ленина, Главный музыкальный центр. Набережная понравилось. Какой там памятник, воевали или чо», – вспоминают парни то, что запомнилось им на экскурсии больше всего. Тамбов – красивый город, говорят они, жаль, гулять некогда.

«Пакет нужен?» в качестве приветствия

На первый взгляд, это может показаться смешным – когда приезжий из-за плохого знания языка попадает в глупые ситуации. Но проблема серьезная, объясняют в тамбовском ФМС: не понимая языка, человек не может ни отстоять свои права, ни почувствовать себя в обществе своим. В результате мигранту становится проще замкнуться в своем гетто и общаться лишь с себе подобными, общаясь с внешним миром через бригадира.

Учитель русского языка
Учитель русского языка

Одна из учителей-участников проекта – преподаватель кафедры «Русский язык как иностранный» Тамбовского госуниверситета, кандидат педагогических наук Жанна Жеребцова. О своих новых студентах она самого высокого мнения: по словам Жеребцовой, хорошо заметно, что люди действительно заинтересованы выучить русский язык, ведь с ним они связывают свои дальнейшие трудовые успехи.

В Центре сначала опасались, что мигранты будут уроки русского прогуливать и их придется пугать выселением из Центра и прочими неприятностями, которые может организовать ФМС. На деле оказалось наоборот – студенты норовят прийти на урок с чужой группой, чтобы лишний раз попрактиковаться в спряжениях и склонениях.

«Это вежливые парни, которые уважительно относятся ко мне как к женщине и учителю» – хвалит она узбеков.

Байки из своей практики Жанна готова травить часами. Своим студентам она рассказывает не только о русском языке, но и о различных нюансах жизни в российском обществе.

«Один студент не мог понять, почему, когда он зашел в маршрутку, все стали передавать ему деньги. «Что, я так плохо выгляжу?» – сначала подумал он. Деньги продолжали передавать, а он стоял и не знал, что с ними делать. И только когда бабушки начали шикать, а водитель остановил автобус и не открыл двери, парень сообразил, что деньги надо кому-то отдать», – смеется Жеребцова.

Но история эта грустная: никто в маршрутке не догадался, что парню просто надо помочь.

«Мы начинаем преподавание с основ – как поздороваться, как обратиться к другому человеку», – рассказывает Жанна. Упор делается на фразы, которые можно использовать с первых дней обучения и без которых в России трудно.

Но и здесь всякое случается. Выучивший волшебные вежливые слова «здравствуйте» и «добрый день» мигрант после тяжелого трудового дня приходит в магазин, где толстая и на вид сердитая женщина за прилавком приветствует его непонятным словосочетанием: «пакет нужен?»

Покупатель молчит, ведь этой фразы он не понимает. Продавщица начинает повторять ее снова и снова, каждый раз энергичней. «А ведь люди реагируют на интонацию. Мигрант понимает, что он в чем-то провинился, но не может понять, в чем», – переживает его преподаватель.

Гости из Узбекистана понимают, что русский язык – мощное подспорье в карьере
Гости из Узбекистана понимают, что русский язык – мощное подспорье в карьере

Другой мигрант забыл, как по-русски «яйцо». Продавцам он показывал кулаки, напоминающие, по его мнению, куриных зародышей. Потом захлопал руками, как крыльями, и закукарекал. Сообразительный продавец подвел его к курам. К счастью, покупатель уже знал слово «ребенок» и там смог, наконец, объяснить, что ему нужно.

«Мини-юбка еще ничего не значит»

Важный пункт программы социализации – встреча мигрантов с представителями местного мусульманского духовенства. Цели простые: во-первых, мигранты не должны попадать под влияние ваххабитских проповедников. Во-вторых, авторитетные мусульманские священнослужители должны объяснить им некоторые нюансы местных нравов – и из уст уважаемых людей такое объяснение будет звучать весомей. В-третьих, своим личным примером «статусные» мусульмане показывают приезжим, что интегрироваться в российское общество вполне возможно.

Молодые мигранты хуже знают русский, зато они более религиозны
Молодые мигранты хуже знают русский, зато они более религиозны

Один из ярких примеров успешной социализации – судьба помощника местного муфтия Асима Асадова. Азербайджанец по национальности, он живет в Тамбове с 1985 года. Работал в милиции, дослужился до майора. Теперь он своим единоверцам объясняет, что думают о них типичные представители правоохранительных органов.

«Что скрывать, в Россию приезжают зачастую действительно дикие люди, – признает Асадов. – Я сам, когда в милицейских рейдах участвовал, видел, как гастарбайтеры спят прямо на полу на стройках и в подвалах. Ну иди хотя бы за 100 рублей простынь купи!» По его словам, некоторым приезжим «из аулов» приходится показывать, как пользоваться унитазом и водопроводом. Хранить продукты многие гастарбайтеры предпочитают не в холодильниках, а в пакетах – утром купили, вечером съели.

Отдельный важный момент в выступлениях исламского духовенства – рассказ, как надо строить отношения с местными женщинами.

«У большинства мусульманских народов принято, что замужняя женщина ходит с покрытой головой. Сюда приезжают – у девушек мини-юбка, грудь открытая, спинка отрытая. Значит, она легкомысленная, ты можешь с ней познакомиться и что-то предложить. Они действительно так думают. И я им объясняю, что это еще ничего не значит, а чтобы понять, замужем девушка или нет, надо смотреть на кольцо», – говорит помощник муфтия.

Проблем с приезжими действительно хватает – это признают и в муфтияте. Асим Асадов сетует: многие приезжие, особенно молодежь, лишаясь контроля со стороны родителей и старших, начинают плохо себя вести и даже пить.

«В семьях запрещено, не пьют. Многие говорят, первый раз алкоголь здесь пробовал – пока родители не видят», – признает он. «Я считаю – если ты гость, надо вести себя тихо, культурно, элегантно, интеллигентно. Ты мусульманин, от тебя должна идти только доброта. Всегда должен быть примерным», – пытается убедить он единоверцев.

«Вчера я отдыхать»

Вечером студенты возвращаются со стройки, собираются в классе. Начинается урок. Жанна Жеребцова просит учеников повторять: «Я приехал. Из Узбекистана. Я работаю. В России. И живу в Тамбове».

ФМС подошел к организации учебы мигрантов серьезно
ФМС подошел к организации учебы мигрантов серьезно

Студенты старательно повторяют, пропуская предлоги. Жанна объясняет: «из» нельзя пропускать. Ваша речь – это как дом. Слово – кирпич. А предлог – это раствор».

— Что надо сказать, если человек чихнул? Если друг?
— Будь здоров, – хором отвечают студенты.
— А если девушка?
— Будь здоров… будь здорова!
— А если бригадир?
— Будьте здоровы!
— А если вы едете в автобусе, и кто-то чихнул далеко от вас, то можно сделать вид, что не слышал. Кричать на весь автобус не обязательно, – объясняет Жеребцова. – А теперь займемся спряжением глаголов. Я – работаю. Ты – работаешь. Он – работает. Вы – работаете. Они – работают.

Мигранты повторяют, стараясь запомнить сложные окончания и уловить в их изменениях хоть какую-то закономерность.

— А завтра, Санжар?
— Завтра я буду работаю.
— Не работаю, а работать. А вчера?
— Нет, вчера я не работать. Вчера воскресенье. Вчера я спать. Вчера я гулять. Я отдыхать.

Дмитрий Виноградов

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии: 22


  • прям не справимся. до этого справлялись а терерь неможем. просто легализуют дешовую раб силу . значит кому то надо. а область у нас экспериментально экстримальная .


  • Интересно это какому работодателю выгодно обучать «этих» за свой счёт, не смешите. Как раз выгоднее их толпами как баранов загонять на объекты и, а за тем после сдачи объекта оплатить мимо кассы вызов фмс и полиции, и выдворить их из страны.  Вот это выгодный бизнес. Зарабатывают в основном на кидалове по зарплате. Правильно кто-то на форуме говоил, просто электорат пытаются заменить на более покладистый. Скоро за ВВП начнут голосовать таджики да узбеки.


    • Я писал про замену электората. Можно стебаться по-поводу всей этой показушной чепухи, что в статье и потёмкинских деревень, но внимание к цифрам:
      1. На учёте сейчас стоит 30 332 иностранца, а говорится, что въехало за прошлый год 25 000 и за 9 месяцев текущего — 30 000. Где остальные? Не стоят на учёте? А ещё те, кто въезжал ранее?
      2. Из 30 000 поставленных на учёт — трудовых мигрантов 8 000. А остальные кто? Творческая элита и туристы?
      3. Если тенденция, как говорится в статье, такова, что за неполный год въехало не 2 000, не 3 000, и даже не 5 000, а целых 30 000 мигрантов, то за 10 лет их въедет 300 000???!! Больше населения Тамбова??!! Больше 25% от нынешнего числа всех жителей области???!!! Это как назвать, кроме, как уничтожением своего собственного народа, и заменой его другим, чужим народом? Это значит, что через 20 лет, когда мои дети будут строить свою взрослую жизнь, у нас может быть каждый второй будет выходцем из Средней Азии???!!! Только посчитайте и подумайте!


      • Так и будет. А нашему правительству нет до этого дела, т.к . их дети уже будут жить за границей, как дочери Путина например.




      • Рожать, а не «клепать», конечно надо. С этим не поспоришь. Хотя если судить по Вашей концепцией «Бог детей дал и на детей даст», то лучше «клепать». Только вот от этого «клепания» Русская нация сильнее не станет. Потому как от имбицилов и дегенератов проку нет. А рожать, я повторяюсь, просто необходимо. Ростить в любви и заботе, отдавать самое ценное что  у Вас есть, закладывать с детства дух Русского национализма это обязательно надо, если конечно Вы себя относите к предкам Великих Славян и Русичей. А для того что бы наши дети росли в любви и согласии, нам надо менять  эту сраную политику толерантности. Почему-то узбекистан, таджикистан и т.д. такой политики не придерживаются относительно других нация включая Русских. Если даже Тамбовский ФМС во главе со скандально известным Тимофеевым бояться смешивать студентов из разных бывших республик. Прекращать надо давать мигрантам работу и отдавать её своим. Они в итоги сами съедут. И не надо говорить что «наши» типо алкаши и туниядцы, это всё враньё СМИ. Поменьше смотрите дом-2, да вообще телек. Нас просто пытаются зомбировать.



  • Офигеть. 20 тыс рублей, зарабатывает (скорее всего малоквалифицированный) мигрант. Я знаю кучу русских пацанов, работающих слесарями, электриками, токарями и получающих меньшую зарплату. Причем этим же пацанам не совсем просто было устроиться и получить разряд с более-менее приличным жалованьем. Неужели легче привести, адаптировать, научить, поселить, чем взять на работу местных? Или все же 20 тыс. — з.п. только по документам? А наруки выдается 10? Все через жопу, все против своего народа. Уроды блин.



  • Не поверю, что на зарплату в 20 тысяч нельзя было найти рабочих среди коренного населения. И вообще(!), зачем их учить Русскому языку, если такими темпами заселять Тамбовскую землю? Тогда бы уж сразу по выгоняли всех Тамбовчан из своих домов… чего мелочиться-то?


  • Читаю, блин и смеюсь! Ну какие вы не догадливые. Каждый год, примерно весной (начало строительного сезона) в Тамбовскую область въезжает 30 000 трудовых мигрантов. А зимой большинство из них уезжают обратно. Такая вот маятниковая миграция. Весной — въезд, зимой — выезд. Так что за 10 лет, число мигрантов ну ни как не может составить даже 10 процентов от числа коренных жителей!


Comments are closed.

Короткие новости