До революции 1917 года летоисчисление велось по юлианскому календарю, и разница составляла 13 дней. В те времена главным праздником был вовсе не Новый год, а Рождество. Ель наряжали всего на один день, а к детям вместо Деда Мороза приходил Рождественский Дед. Чтобы окунуться в атмосферу праздника начала ХХ века, отправимся в Асеевский дворец на выставку «Золоченый орех». Подробнее – в материале «Нового Тамбова».
«Золоченый орех»
Название связано с историей чеховского героя мальчика Вани, который пишет письмо «На деревню дедушке» и просит для него взять на елке у господ золоченый орех.
Выставка воссоздает Рождество в усадебном доме начала ХХ столетия. Елка украшена характерными игрушками: хлопушками, ангелами, сладостями, птицами, бонбоньерками, фигурками животных, свечами и, конечно, золочеными орехами. Каждая из них имеет свое значение. Вершину зеленой красавицы венчает Вифлеемская звезда.
Есть здесь и украшения советских времен: стеклянные бусы, шары, мишура. Книги и игрушки – подарки детям. Представлены платья по лекалам из старинных журналов 1905 года. На пианино раскрыты ноты песенки «В лесу родилась Елочка». В вазе стоят нежные цветы белой сирени. Это тоже знак. И елка, и цветы искусственные, в усадебном доме все было настоящим. Множество рождественских и новогодних открыток. Уют комнате добавляет зимний пейзаж Юлия Клевера.
Как бы ни была богата семья, елочные украшения традиционно делали мама с детьми. В Асеевском дворце роль мастерицы взяла на себя старший научный сотрудник музейного комплекса «Усадьба Асеевых» Елена Митронина. Ее посетил замысел сделать фотографическую реконструкцию подготовки к Рождеству. Для этого младший научный сотрудник музея Асеевых Евгения Новгородцева и дочь актрисы драматического театра Ольги Сирото Катя перевоплотились в маму и дочку накануне праздника. Идея плавно перетекла в выставку «Золоченый орех».
Как отмечали Рождество до нас
Чтобы научиться делать рождественские игрушки, Елена Митронина просмотрела рекомендации в детских журналах начала ХХ столетия:
— Там так и печаталось в декабрьском номере – украшения к елке. И давались даже готовые трафареты, вырезки, которые надо было вырезать, склеить и повесить на елочку. Как вот бонбоньерки (от франц. bonbon – конфета), маленькие коробочки на одну-две конфетки. А в начале века говорили конфекта – через букву «к». В то время появилась и мишура. Серебряную делали из олова, и она была более серой, не такой глянцевой и блестящей, как современная. Из нее плели Вифлеемские звезды и обязательно украшали изображением ангела в центре. Грецкий орех, как я понимаю, в конце XIX – начале XX века, был излюбленным материалом для изготовления украшений для Рождественской елки. Настоящие грецкие орехи покрывали фольгой золотой и серебряной. Не всегда разрезали, толстой штопальной иглой нужно было найти то место, где можно сквозь него ниточку провести. Это было сложно, пальцы кололись. Мы орех разделили на две половины, и ленточка наша внутри, мы потом склеили скорлупки. Свинья символизировала собой достаток, материальное благополучие, богатство. У нас свинка на елке с двух сторон украшена грецким орехом, в то время делали такие игрушки. Подарить открытку новогоднюю со свинкой – это значит, пожелать вам богатства. Гусь у нас висит – символ сытости. У нас здесь также представлена рыбка с грецким орехом. Рыбка – это христианский символ. Если разобрать каждую букву греческого слова «рыба» (ICHTHYS), то переводится оно так – Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Овечка – это символ Иисуса Христа.
Красивые изображения вырезали из открыток и делали, например, птиц на жемчужном браслете или ангелов на облаках-вате в блестящем ареоле. Для каждого мандарина из бумаги вырезали сеточку. Клеили цепочки и фонарики. На ель вешали конфеты в обертках, печенье, яблоки. На сочельник зажигали свечи.
Рождественские и новогодние открытки типографии и фотоателье заказывали в Европе. Все символично, рассказывает Елена Митронина:
— Маленький пастушонок кормит поросят клевером. Овечка — символ Иисуса, клевер — символ счастья. Была бы у нас сейчас здесь открытка, а на ней, например, свинка, которая во рту держит лист клевера. «Я желаю вам богатства и счастья» — как бы говорит она нам. Только никакой связи с восточным календарем, ничего подобного не было в начале ХХ столетия. Также на елку я повесила форменную игрушку в виде мухомора. Интересно что. Казалось бы, возможно, у многих на елке висят мухоморы, но кто-нибудь задавался вопросом, а почему именно мухомор? Почему не боровик какой-нибудь? А оказывается, это немецкий символ неожиданно большой радости.
Вошли в моду фотографические открытки. На них детей часто изображали с ангельскими крыльями.
В доме собирались друзья и родственники. Лучшим подарком для ребят считались книги и игрушки. Девочка могла получить куклу, посуду, мальчик лошадку, саблю, винтовку. куклы, представленные на выставке, немецкого производства. Дети играли в елку Смирнова, такое рождественское лото, которую получили все маленькие подписчики журнала «Светлячок» в декабрьском номере 1911 года. Музицировали, пели, танцевали. Устраивались детские балы. В комнате расцветала белая сирень.
— В ноябрьском номере вы бы увидели следующее: «Срежьте веточку сирени в саду и отнесите ее в ледник, и постепенно перенесите в теплое место, где будет выдержано градусов 20 или 22. Веточка сирени пробудится, и к Рождеству в вашей гостиной будет пышный букет сирени». Белая сирень как образ Богородицы украшала гостиную, — поведала Елена Митронина.
За время работы выставки Рождество прошлого столетия увидели сотни тамбовчан и гостей города. Елена Митронина выразила огромную благодарность за помощь Тамбовскому областному краеведческому музею, Тамбовской областной картинной галерее, областной библиотеке имени А.С. Пушкина и всем тем, кто зажегся идеей и помог её воплотить.
Фото Надежды Шурховецкой, Юрия Путилина, Елены Митрониной