На что в действительности оказалась способна общественность города Тамбова в 2015 году? Назову лишь два факта из области сохранения наследия. Во-первых, горожане смогли доказать, что каменный мост через Студенец был возведен при Г.Р. Державине. Во-вторых, объяснить, что Михаил Асеев не мог построить «Летнего дома» в своей городской усадьбе. В результате этого Тамбовская область обрела один интереснейший памятник культуры – Державинский мост, и может лишиться другого – фабрикантской постройки. Два этих события имеют непосредственное отношение к бюджетам области и города.
Летний санаторный дом
Поставив под сомнение результат государственной историко-культурной экспертизы асеевской усадьбы в отношении «Летнего дома», можно сэкономить несколько миллионов рублей регионального бюджета.
Напомню, что экспертиза усадьбы Асеева с «Летним домом» была проведена не очень добросовестно саратовским экспертом Ю.А. Свешниковой по документам, подготовленным управлением культуры и архивного дела Тамбовской области (об этом см.: Зачем Асеев построил себе летний дом из советского силикатного кирпича?).
Теперь, если провести новую экспертизу объекта, цена «Летнего дома», который собирается выкупить областная администрация, должна снизиться, ведь владелец тогда будет продавать не постройку Асеева, а санаторный флигель 1950-х годов, возведенный на соседней с асеевской усадьбой территории. При этом «Летний дом» может не лишаться статуса объекта культурного наследия, а стать памятником времени деятельности санатория, ведь постройке уже более 60-ти лет.
Кстати, в «Летнем доме» можно разместить экспозицию, посвященную истории санатория XX века, которая будет интересна посетителям, «Тамбов-курорту» и музею, поскольку санаторная деятельность является частью истории усадьбы Асеева. Именно санаторий на протяжении ряда десятков лет сохранял, как мог, здание, спроектированное архитектором Львом Кекушевым. Именно благодаря санаторию это здание дошло до нас с незакрашенными росписями и сохранившимися элементами украшения. Утверждать, что дом только сегодня спасли от разрушения, приписывая заслуги современникам, неверно, несправедливо и просто неэтично.
На днях мне показали архивный документ 1919 года с планами дома М.В. Асеева и надворных подсобных построек усадьбы. Никакого «Летнего дома» среди них нет. Этот документ тоже является доказательством, что, во-первых, при проведении экспертизы научных архивных изысканий не проводилось и, во-вторых, что летний флигель построен позже 1919 года. Таким образом, областная администрация имеет право не согласиться с выводами государственного эксперта.
Державинский мост через реку Студенец
Весной 2015 года бывший сити-менеджер А.Ф. Бобров надеялся, что Тамбовский областной суд встанет на сторону инвестора и муниципальных чиновников, оставив их приемникам в наследство строительство ТРЦ на Студенце. Главным его аргументом было то, что с признанием стройки незаконной бюджет города может пострадать (если отозвать выданное разрешение, то, якобы, инвестор-застройщик подаст в арбитражный суд на город, и тогда горожане (бюджет) будут вынуждены компенсировать издержки). Действительно, так могло произойти, если бы не решение областного суда.
13 июля 2015 года областной суд вынес определение, которым автоматически восстановил водоохранную зону Студенца и, таким образом, сделал незаконным ведущееся в ее границах капитальное строительство. В судебном определении говорится и о зонах охраны памятника – Державинского моста, которому застройщик решил не уступать ни метра. Однако инвестор ввел себя и других в заблуждение, думая и рассказывая новым представителям власти, что суд не запретил строить здание, а лишь признал самостроем коллектор, который к 5 марта 2016 года необходимо демонтировать.
Согласно ст. 65 п. 16 Водного кодекса РФ: «В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов…» Таким сооружением, «обеспечивающим охрану водного объекта», является коллектор. Однако для того, чтобы получить на него разрешение заново, надо вновь обращаться в городские, областные и федеральные инстанции. А вопрос придется решать уже в других условиях – при наличии на сопредельной со строительством территории памятника регионального значения – Державинского моста.
Добившись такого решения суда, когда виновным в незаконном строительстве признан один застройщик, общественность спасла бюджет города Тамбова от издержек, обусловленных неэффективной работой менеджеров прошлой администрации. Однако новый судебный процесс может изменить ситуацию.
Марина Климкова.
Comments are closed.
гость2
а стройка ТЦ на Студенце идет полным ходом
Заприроду
И деревья продолжают рубить шишкинцы.
гость3
Это пародия на мост, а зовётся памятником… Чудеса…