Мы все наслышаны о Стандарте раскрытия информации по 731 постановлению Правительства РФ , но законодательный акт написан довольно сложным языком, поэтому мы попросили рассказать об этом и.о. начальника управления государственного жилищного надзора области Константина Савина.
Константин Николаевич, расскажите, что включает в себя понятие «стандарт раскрытия информации» применительно к управляющим компаниям.
Со словом стандарт у нас сразу ассоциируется свод каких-то правил, обязательных для выполнения для всех управляющих организаций. То есть теперь каждая УК должна создать свой сайт и зарегистрироваться на портале Реформа ЖКХ. В этих источниках необходимо размещать информацию о своей деятельности по управлению многоквартирными домами, а также сведения по каждому дому.
Информация публикуется не в произвольном виде, а по строго утвержденным формам. Печатные копии управляющие компании должны размещать на информационных стендах в офисах компаний.
Кроме того, в Стандарте раскрытия информации содержатся требования к видам, порядку, способам и срокам публикации сведений, которые должны размещать управляющие организации и к которым должен быть открыт доступ неограниченному кругу лиц. Иными словами, УК раскрывает информацию о своей деятельности по управлению многоквартирными, а население, контролирующие и другие органы власти могут их просматривать и проверять.
Какую информацию УК должны раскрывать?
В Стандарте строго прописаны разновидности информации, которые в обязательном порядке должна размещать о себе и домах в управлении каждая управляющая организация. К ним относятся:
- общие сведения об организации, включая название, адрес (ссылку на сайт УК), организационно-правовую форму, показатели годовой бухгалтерской отчётности и баланса с приложениями к нему. Также нужно отразить доходы и расходы по своему направлению деятельности, т.е по каждому дому находящемуся в управлении;
- список домов в управлении с указанием адреса и приложением договора. Здесь же важно перечислить дома, с которыми договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, и указать их адреса и основания для расторжения;
- общие сведения об управляемых домах. Тут необходимо перечислить все характеристики дома, включая его адрес, год, серию и тип постройки, кадастровый номер, конструктивные и технические особенности, уровень благоустройства, количество этажей, квартир, состояние инженерных и канализационных систем, площадь жилых и нежилых помещений, а также земельного участка, входящих в состав общего имущества МКД;
- информация о выполняемых работах и оказываемых услугах (с указанием их стоимости), которые относятся к содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД;
- информация о коммунальных услугах и их поставщиках, тарифах и нормативах потребления;
- сведения об использовании общего имущества МКД;
- информация о капитальном ремонте общего имущества МКД. Здесь нужно отметить, что данная информация раскрывается управляющей компанией, если она выбрана в качестве исполнителя капремонта по решению общего собрания жильцов дома на основании договора управления. Если же проведением и сборами на капремонт занимается региональный оператор и средства оседают на его счете, то управляющая компания никаких сведений не публикует;
- данные о проведенных общих собраниях жильцов дома с размещением итогов их голосования, результатов решений и протоколов общих собраний собственников;
- годовой отчёт управляющей компании об исполнении своих обязательств по договору управления;
- данные о случаях привлечения управляющей компании или должностного лица к устным выговорам, письменным предписаниям, штрафам или дисквалификации за нарушения лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами (если таковые имеются). Сюда же нужно приложить копии документов о применении мер административного воздействия. Также важно указать, какие меры были приняты самой управляющей компанией для устранения этих нарушений.
Годовой отчёт управляющая компания должна размещать ежегодно в первом квартале, следующем за предыдущим отчётным периодом. То есть до 31 марта 2016 года УК уже предстоит представить свой годовой отчёт за 2015 год.
Если в деятельности управляющей компании произошли какие-то перемены, то их нужно отразить на официальных сайтах в Интернете в течение семи рабочих дней со дня изменения и на информационных стендах — в течение десяти рабочих дней. Если в управление компании перешел новый дом, то организации необходимо в течение 30 дней со дня заключения договора управления отразить эту информацию во всех требуемых законом источниках.
Что делать, если УК отказываются предоставлять жителям подобную информацию?
По закону управляющие компании должны сообщать по запросу собственников многоквартирных домов адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация. Если управляющая компания отказывается предоставить информацию по запросу жильцов , то необходимо обращаться в управление государственного жилищного надзора. Нам уже встречались случаи, когда управляющие компании закрывают свои сайты или ограничивают к ним свободный доступ, по всем этим нарушениям руководители управляющих организаций привлечены к административной ответственности, сумма штрафа начинается с 50 тысяч рублей. За грубые или повторные нарушения лицензионных требований руководителям компаний грозит дисквалификация на срок до 3 лет.
Для справки
19 февраля 2016 года подписан приказ начальника управления государственного жилищного надзора Тамбовской области о проведении в марте – апреле месяце мониторинга Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. Годовые отчеты о своей деятельности управляющие организации обязаны предоставить собственникам многоквартирных домов не позднее 31 марта 2016 года, в том числе и на сайте организации. В комиссию по проверке сайтов управляющих организаций войдут представители общественных организаций, члены лицензионной комиссии, и средств массовой информации. Как показывает практика, более 70% обращений граждан в различные государственные органы по вопросам ЖКХ связаны с отсутствием или не достоверностью предоставляемой информации о состоянии общего имущества, тарифов и решений общих собраний.