Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, вносящий серьезные изменения в правила проведения выборов депутатов нижней палаты, касающиеся деятельности наблюдателей на избирательных участках.
Этот законопроект был внесен фракцией КПРФ для упорядочивания деятельности наблюдателей на участках, которых назначают кандидаты политических партий, — рассказал заместитель председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин. — В рамках данной концепции депутаты от «Единой России» подготовили еще целый ряд поправок, которые, безусловно, направлены на реализацию стратегии, озвученной Владимиром Путиным в прошлом году. Напомню, что эта стратегия заключается в том, чтобы обеспечить открытость, прозрачность, честность голосования, повысить доверие наших граждан к выборам. Мы уверены, что наши поправки предоставляют дополнительные гарантии для наблюдателей, для членов избирательных комиссий.
Согласно законопроекту, впредь удалять наблюдателей с избирательных участков можно будет лишь по решению суда и никак иначе.
«Для того чтобы удалить правонарушителя с участка, если он является наблюдателем или членом избирательно комиссии, нужно будет получать решение суда. Это сделает выборы наиболее открытыми и честными», — пояснил Вяткин.
Заместитель председателя ЦИК РФ Леонид Ивлев отметил, что подобная практика сможет защитить представителей партий и кандидатов от самоуправства избирательных комиссий.
«Раньше участковая комиссия проголосовала — и удалили. А сейчас вступает в силу судебная процедура. Надо понимать, что избирательные комиссии разные, а этот закон вводит противодействие самоуправству избирательных комиссий», — цитирует Ивлева ТАСС.
А сопредседатель мониторинговой группы Совета по наблюдению Илья Шаблинский заявил, что принятые поправки — «как раз то, о чем правозащитники просили президента Владимира Путина».
Судя по опыту предыдущих выборов самого разного уровня, наблюдателей могли удалить просто с пол-оборота, без каких-либо законных на то оснований, по прихоти, это был полный произвол. Например, на выборах в Костромскую областную думу 13 сентября за два часа комиссия успела выгнать четверых наблюдателей, которых по нашей просьбе в конце концов восстановили. Теперь, надеюсь, число инцидентов в этой сфере уменьшится, — приводят слова Шаблинского «Дни.ру».
Законопроект также сокращает максимальное количество наблюдателей от одного кандидата-одномандатника или партии — с пяти до двух человек.
Ранее данная норма не понравилась представителям фракций КПРФ и «Справедливой России». Они настаивали на том, что два наблюдателя — это слишком мало. Однако депутаты из других фракций посчитали иначе. По словам Вяткина, зачастую партии просто не в состоянии набрать по пять человек на каждый участок: «С этим уже сталкивались очень многие наши коллеги. Поэтому, мы полагаем, двух наблюдателей вполне достаточно».
Кроме того, говорит господин Вяткин, если максимальное количество наблюдателей не снизить, то это в конечном итоге может привести к коллапсу на избирательных участках, так как в 2016 году в избирательной гонке будет участвовать рекордное количество партий.
На сегодня в думских выборах может участвовать уже четырнадцать партий. Они пройдут без сбора подписей, то есть практически гарантированно все эти четырнадцать партий представят своих кандидатов как по спискам, так и в одномандатных округах.
Согласно математическим подсчетам, даже если ограничить дело двумя наблюдателями, то речь будет идти о 195 тысячах человек для каждой партии, если, конечно, она планирует участвовать в выборах на всех 95 тысячах участках России. При этом к ним нужно прибавить еще 95 тысяч членов комиссий от каждой партии и столько же от одномандатников. Выходит — почти 400 тысяч наблюдателей от партии.
А теперь представим, что от каждой из 14 партий, имеющих право избираться без сбора подписей, участвует не по два, а по пять наблюдателей. Выйдет — 830 тысяч человек на партию. Умножаем 830 тысяч на 14 и получаем 11 миллионов 631 тысячу 620 наблюдателей — почти население Москвы.