По итогам заседания Совета при президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 2 октября, 19 ноября президент поручил своей администрации совместно с Советом разработать к 1 апреля 2014 года проект Основ государственной культурной политики, определив приоритеты в этой сфере деятельности. Он подчеркнул, как сообщает РИА Новости, что особенно важна координация и четкое распределение функций, чтобы принципы и приоритеты «нашли свое практическое воплощение в соответствующих программах, были правильно отражены в законодательных актах». Как известно, следующий 2014 год объявлен в России Годом культуры, поэтому неудивительно, что пришлось, наконец, обратить внимание на отсутствие в этой области государственных приоритетов.
Своего рода пилотным проектом российского Года культуры явился нынешний 2013 год в Тамбовской области, прошедший под «флагом» культуры. Поскольку уже наступил ноябрь, то можно подвести первые итоги.
Все мероприятия Года культуры на Тамбовщине, в основном, сводились к фестивалям, концертам, конкурсам, в которых главная ставка была сделана на «самодеятельность» – на использование естественного желания творческих коллективов или отдельных авторов (авторов в разных областях деятельности) заявить о себе, показать свой талант, мастерство, лучшие достижения своей деятельности. Концерты и фестивали – это события, безусловно, яркие, но мимолетно-проходящие, не оставляющие о себе в истории ничего зримо-материального, что увековечивало бы достижения нашего времени на десятилетия, а то и на века. Может быть, были возведены какие-то знаковые, интереснейшие в архитектурном отношении здания? Нет. Может быть, были установлены монументальные памятники, посвященные главным историческим событиям или личностям, прославившим Тамбовский край? Нет (открыты лишь отдельные памятные доски). Может быть, были созданы новые учреждения культуры? Нет, не были созданы. Да, в учреждениях культуры сотрудникам подняли зарплаты, но за счет чего? – За счет сокращений штатов, отчего ряды культурных работников значительно поредели. Может быть, была реализована какая-то уникальная издательская программа, в результате которой вышла в свет серия книг, представляющих новые изыскания, а, значит, и дающих новый взгляд на искусство, историю культуры края? Нет, такой яркой серии не было издано.
Возможно, лишь реставрация памятников (объектов историко-культурного наследия) может в какой-то степени приблизиться к событиям, наглядно (материально) свидетельствующим о культурном радении нашего времени. Но кто, скажите мне, через 20 лет вспомнит, что кто-то когда-то добился реставрации, к примеру, Асеевского дворца? Всегда будут помнить, что это здание построено на средства фабриканта Асеева по проекту известнейшего архитектора Льва Кекушева. Другие сведения для истории всегда второстепенны, а, значит, мимолетны.
Не случайно опять упомянула дворец Асеева, поскольку, видимо, именно окончание реставрационных работ и открытие в нем филиала музейного комплекса «Петергоф» должно было стать самым запоминающимся событием Года культуры на Тамбовщине. Однако на деле планируемый праздник обернулся некрасивой словесной перепалкой между федеральными и областными чиновниками, в которую были втянуты и общественность, и СМИ. Выяснилось, что областные структуры не могут вовремя и правильно оформить документы, а у федералов никаких государственных приоритетов в области культуры вообще нет (им нет совершенно никакой разницы в том, что будет действовать в чудом сохранившемся Асеевском особняке: «…офис, общественное питание, гостиничный комплекс, историко-культурный центр»).
Если Год культуры на Тамбовщине вылился в общероссийский скандал, то возникают опасения: не обернется ли Год культуры в России мировым позором?.. Чтобы этого не произошло, работа над проектом Основ государственной культурной политики была бы сейчас весьма кстати.
Однако в связи с этим опять возникает ряд вопросов, и, прежде всего, главный: есть ли у государства профессиональные силы, способные решать подобного рода задачи? Ведь в последние десятилетия в системе управления культурой, во всяком случае, на региональном уровне, почти не осталось профессионалов, имеющих профильное образование. Кого только нет в рядах «культурных» чиновников: бывших учителей, биологов, психологов, юристов, в лучшем случае историков. Для того чтобы оправдать свое пребывание на должностях, они внушают обществу, что в искусстве нет объективных критериев оценки, поэтому «руководить» культурой, заниматься культурной политикой может любой «менеджер». Если сегодня заявляют, что в культуре не может быть оценочных критериев и что о вкусах не спорят, то как тогда будут разрабатывать проект Основ государственной культурной политики, ведь придется выбирать приоритеты? Опять будут это делать по принципу вкусовщины?