В школах вводят новый предмет: дети в восторге, учителя краснеют от злости
- 5 июня 09:30
- Юлия Карамазова

Искусственный интеллект в школе: зачем детям курс по безопасной работе с нейросетями?
Современные школьники активно используют нейросети для учёбы: ищут информацию, готовятся к экзаменам, разбирают сложные темы. Однако вместе с возможностями ИИ несёт и риски — от недостоверных данных до манипулятивного контента. Российский фонд мира предложил ввести в школах специальный курс, который научит детей грамотно взаимодействовать с искусственным интеллектом.
1. Нейросети в учёбе: реальность сегодняшнего дня
По данным мониторингового центра "Безопасность 2.0":
- 64% молодёжи используют ИИ для поиска информации,
- 23% школьников применяют нейросети при подготовке к экзаменам,
- 17% учащихся обращаются к ИИ, чтобы объяснить сложный материал проще.
Вывод: технологии уже стали частью образовательного процесса, и важно научить детей пользоваться ими правильно.
2. Почему нужен отдельный курс?
Главные риски
1. Дезинформация и фейки
Нейросети могут генерировать правдоподобные, но ложные тексты, изображения и даже видео. Без критического мышления школьники рискуют принимать такие данные за истину.
2. Манипуляции и влияние на мнение
Алгоритмы ИИ способны создавать убедительный, но предвзятый контент, влияющий на мировоззрение детей.
3. Этические вопросы
- Можно ли сдавать реферат, написанный Chat?
- Как использовать ИИ для творчества, не нарушая авторские права?
- Какие данные безопасно вводить в нейросети?
Елена Сутормина (Российский фонд мира):
"Отсутствие медиаграмотности в этой сфере создаёт серьёзные риски для безопасности юных граждан".
3. Чему научит новый курс?
Предлагаемая программа поможет школьникам:
- Отличать достоверную информацию от фейков, созданных ИИ.
- Распознавать манипуляции в текстах, изображениях и видео.
- Эффективно и этично применять нейросети в учёбе и творчестве.
- Понимать границы возможностей ИИ и его ограничения.
Примеры тем:
- Как проверить факты, если их выдал Chat?
- Можно ли доверять нейросетям в научных вопросах?
- Безопасно ли загружать личные данные в ИИ-сервисы?
4. Как будет разрабатываться курс?
Для создания программы привлекут:
- IT-специалистов (разработчиков нейросетей),
- Учёных и педагогов (методистов, психологов),
- Общественные организации (экспертов по цифровой безопасности).
Цель: сделать курс практичным и полезным, а не просто теоретическим.
5. Что это значит для родителей и детей?
Для школьников:
Курс поможет:
- Учиться быстрее и эффективнее, используя ИИ.
- Не попадаться на фейки и манипуляции.
- Развивать критическое мышление в цифровой среде.
Для родителей:
Важно понимать:
- Нейросети не заменяют обучение, а лишь помогают.
- Детей нужно учить проверять информацию, а не слепо доверять ИИ.
Вывод: зачем это нужно?
Искусственный интеллект — мощный инструмент, но без навыков безопасного использования он может навредить. Новый курс поможет школьникам:
- Учиться эффективнее с помощью нейросетей.
- Защититься от дезинформации.
- Стать грамотными в цифровом отношении гражданами.
Когда ждать внедрения?
Пока инициатива на стадии обсуждения, но учитывая скорость развития ИИ, такие знания скоро могут стать такими же обязательными, как основы информатики.
Читайте также:
- Заливной рыбный пирог выручит занятых хозяек: быстро готовим начинку и тесто — и подаем на стол сытный ужин
- "Одни попрошайки и разоренные дома": россиянин написал в сети честный отзыв об отдыхе в Абхазии
- На окна ничего не клею и кондиционер не покупаю: подглядела идею у южан — дома свежо даже в адскую жару
- Ученые назвали самый полезный завтрак: не яйца, не каша и намного полезнее овощей
- Чем в Китае подкармливают огурцы "для себя", а не для продажи. Повторил их способ и теперь одна проблема - куда деть столько урожая