Эти нелепые песни из СССР сейчас смешно включать, а наши родители дружно подпевали – список провалов
- 11 августа 20:02
- Ксения Иванова

Советская эстрада — это не только голос эпохи, но и кладезь музыкальных парадоксов. Среди искренних и пронзительных песен о любви, жизни и Родине — вдруг всплывают композиции, вызывающие сегодня скорее растерянную улыбку, чем ностальгию.
Речь о тех самых песнях, где лирика напоминает детский утренник, а аранжировка — попытку сделать модно, но получилось как всегда. И всё же когда-то эти странноватые произведения звучали с экранов телевизоров, собирали награды и даже становились хитами.
Алиса Мон — «Подорожник — трава» (1988)
Эта песня звучит как заклинание на грани между фольклором и лёгкой психоделией. Скромная дорожная трава в исполнении Алисы Мон вдруг приобретает почти мистическое значение — символ разлуки, любви и тревоги. В 1988 году композиция даже попала в «Песню года».
«Подорожник — и на сердце тревожно:
А была ли любовь между нами?..»
Кажется, что тропинка, лебеда и тревожный подорожник — это метафоры чего-то глубокого. Но через три куплета становится понятно: слушатель остался один на один с песенной загадкой, на которую ответ уже не найти.
ВИА «Весёлые ребята» — «Не волнуйтесь, тётя!» (1987)
Песня, сюжет которой звучит как анекдот: взволнованная женщина подозревает мужа в измене, а герой песни — то ли внук, то ли сосед, то ли просто добрый советчик — пытается её успокоить. Всё это под бодрую мелодию и с припевом, который сейчас звучит почти как пародия:
«Не паникуйте, тётя, бросьте таблетки,
И не глядите в окно с тоской…»
На фоне драматичной семейной сцены звучит весёлая аранжировка, что только усиливает ощущение абсурда. Сегодня такую композицию скорее поставили бы на фестивале ретро-иронии, чем в эфире радио.
Почему мы до сих пор это помним?
Потому что даже самые нелепые музыкальные эпизоды советской эстрады — часть культурного кода. Эти песни показывают, как система пыталась сочетать серьёзность и лёгкость, глубину и доступность, модерн и наивность. Иногда получалось убедительно, а иногда — очень странно. Но в любом случае — это отражение времени, в котором даже подорожник мог стать символом вселенской тоски, а тётя — героиней народной песни.