Он путешествует на велосипеде из Тамбова до Анапы, прыгает на палках, сплавляется на льдине по Цне, преподает английский детям и разводит нервных чилийских пауков. «Новый Тамбов» побывал в гостях у циркача, путешественника, «моржа», исследователя насекомых Александра Иванова.
Дом, в котором живет Александр, спрятан в глубине двора старинного особняка на улице Сергеева-Ценского. И этот факт почти сразу кажется необычным, впрочем, как и вся жизнь нашего героя.
В сенях дома хранится реквизит для взрослых и детей. Александр достает пого-стик, более известные многим, как «кузнечики», на которых можно прыгать. А также ходули. Маленькие – для новичков. И большие — для следования «семимильными шагами». Мы не раздумывая решаемся попробовать все. Равновесие от такого эксперимента почти сразу помахало ручкой и бесследно исчезло. Александр уверяет, что освоить ходули можно за один день.
Еще он умеет жонглировать булавами. А начинал с того, что попроще, с шаров.
Александр достает из циркового чулана так называемые дьявольские палочки — девилстик.
— Палки нужно кидать в людей? – недоумеваю я над реквизитом.
И у него они ловко поднимаются в воздух, две палки в руках закручивают третью.
— Наборы стоят недешево, так как они не популярны, — говорит Александр. — Как ни странно, с дорогим реквизитом работать лучше, чем с дешевым. Но можно сделать и самим. Например, для крутых пацанов с накачанными мышцами бамбуковую палку обмотать камерой для велосипеда.
Еще один фокус от Александра – раскручивание тарелки на кончике заостренной палки. Артист предлагает повторить и его, и фокус на удивление оказывается простым. У меня почти сразу получается вращать тарелку, будто бы я делала это всю свою жизнь.
— В жонглировании правило такое: то, что ты освоил одной рукой, должен разучить и другой, — объясняет артист.
То есть в каждой руке по вращающейся тарелке на палке. И лучше, конечно же, пустых.
Помимо двухколесных велосипедов, у Александра есть уницикл. Это велосипедное колесо с педалями. Вполне можно кататься после длительных и бесстрашных тренировок, которые для новичков начинаются с крепкого держания за забор и мастера. Если колесо не выедет из-под седока – большая удача.
Вдохновителем для Александра стала Школа унициклинга АБВ в Сокольниках и ее руководитель Всеволод Черных.
Но самым необычным цирковым трюком мне показался номер с кендамой. Кендама состоит из рукоятки с двумя выступающими чашами и шарика, привязанного веревкой.
Родина игрушки — Япония. Говорят, что самураи пользовались ей, чтобы потом, взяв в руки меч, лучше владеть им, ведь этот предмет отлично развивает координацию движений. Для Kendama придумано множество упражнений, отличающихся уровнем сложности. Научившись закидывать мяч в большую чашечку, то же пробуешь повторить с меньшей по размеру, затем с той, что на ручке и, наконец, закинуть мяч отверстием на шип. Далее идут комбинации, повторить которые можно лишь длительными тренировками.
— Как ты относишься к тому, что к тебе так часто приходят зрители, каждый просит что-нибудь показать?
— Самое прекрасное – демонстрировать всем свои навыки, потому что ты сочетаешь приятное с полезным. Людям приносишь впечатления, поднимаешь свою самооценку и попутно тренируешься.
Как велосипед на потолке катал люстру, а школьники выполнили обещания Сталину
Старый сарай, заваленный скарбом, Александр Иванов превратил в арт-объект. Посередине стол и стулья. Над ними свисает люстра, подвешенная на цепь. Она опускается и поднимается через «поехавший» на потолке велосипед.
— Велосипедов в хозяйстве и так достаточно, — объясняет Александр применение велоаппарата.
Внимание к гостям проявляется во всем. Александр устроил стоянку вдоль стены для велосипедов родственников и друзей. Стародавняя прялка с ножной педалью напоминает о русской деревне. Не похоже, чтобы она работала. Александр предлагает включить старомодное радио и подает розетку без провода. Вставляем шнур от прибора, и звучит немного хрипловатая мелодия. А розетка ненастоящая!
— Беспроводное радио, — раскрывает «секрет» Александр, — не надо быть техником, оцените дизайн.
На книжных полках – сочинения Владимира Ленина. Тут же привлекает внимание собрание листков, исписанных красивыми аккуратными почерками, датируемые 1940-41 годами. И всюду наклеен портрет Иосифа Сталина.
— Это-то что такое?
— Соцобязательства. Это школьники когда-то писали. В старину с каллиграфией было лучше, чем сейчас.
Прабабушка Александра была завучем. Наверное, это обещания детей ее школы мы держим в руках. Написано примерно одинаковое, как под диктовку. Предположительно, если бы каждый сам придумывал, школьники бы смешное написали.
— Они это все выполняли?!
— Кто ж их знает, — отвечает Александр, — такие были развлечения в старину: написать соцобязательства, выполнить их.
У Александра есть коллекция выпавших из употребления предметов быта. А под сараем еще один зал – круглый, как башня, широкий и глубокий. Он используется как подвал для запасов съестного.
Хранитель домашнего музея рассказывает предысторию его создания:
— Сарай из красного кирпича был построен в 1890 году. Плесень за несколько десятков лет съела деревянные конструкции, стал проваливаться пол. Как-то ко мне пришел друг саксофонист и провалился в погреб сквозь доски. Это был звоночек.
Представление о домашнем уюте
У всех у нас разное понимание того, каким должен быть дом. Часто атмосфера повторяет вкусы и пристрастия хозяев. Коридор увешан картинами современных тамбовских художников. А комната задекорирована компьютерными дисками, развешанными по стенам, их жалко выбрасывать. В интерьер вписались плакат, вывешенный как флаг королевства.
– «Серый волк», иллюминация из гирлянды огней, миниатюра живого мира – глобус, цирковая афиша и, конечно же, инвентарь для трюков. За столом удобно пить кофе, раскладывать артистические атрибуты и демонстрировать насекомых, таящихся в комнате. Спокойно и сдержанно выходит поприветствовать гостей пес Макс. В двух аквариумах плавают рыбы.
На просьбу не доставать из коробки огромного мохнатого паука, чилийского розового птицееда, Александр отвечает отказом:
— Ну как же, Розочка хочет гулять!
Чудовище расположилось на руке Александра и, к счастью, не очень хотело гулять. Для хозяина «домашний любимец» милый и очаровательный, хоть он и признается, что паук нервный. Питомец непритязателен: ухода не требует. На еду если и смотрит, то без аппетита. Таракан, живущий бок об обок с Розочкой, за три месяца стал большим, а она так и не проголодалась. Однажды Розочка целый год провела на диете. Но не каждая девушка сможет оценить ее фигуру.
— Если бы вы видели, какие у нее хелицеры подогнуты под брюхо! – рассказывает хозяин о привлекательности Розочки.
На столе, где я с коллегой пили кофе, появилась коробка со скорпионом.
— Красавчик! Брюшко себе отрастил, — говорит Александр, подкладывая ему мраморного таракана.
Также у Александра есть формикарий, искусственный муравейник. Появившись в среде исследователей мирмекологов и энтомологов в XIX веке, колонии муравьев в террариумах стали распространяться по всему миру среди любителей насекомых.
Муравьи — чистюли, у себя они убирают сами. Если протереть пыль с формикария, получится забавный эффект: стекло электризуется, и муравьи ползают по потолкам своих коридоров. Насекомые не требовательны в уходе, свет им не нужен, незаметны, места много не занимают. А для тех, кто понял, что ему необходимы муравьи, Александр дает совет:
— У меня муравьи-жнецы. Их основная пища – зерна. Ареал обитания – чуть ли не вся Евразия. К формикарию муравьи идут в пробирке. В таком состоянии они могут находиться дня четыре. Формикарий должен кто-то привезти, потому что почта в такой срок не уложится.
Александр ставит на стол коробку с огромным тараканом.
— Кирилл, ты жив? Кирюша, помер что ли? Кирилл?! Черт, он сдох, — поясняет Александр, — Это таракан-архимандрит. У него срок жизни около полутора лет, а попал он ко мне уже взрослый, по-моему, ему естественный конец пришел сейчас.
Всю живность вместе с засушенными жуками и двумя микроскопами иногда арендует школа.
О плаваниях «Челюскина» и «Титаника» по Цне и не только…
Александр любит поморжевать. Зимой ныряет в проруби. Закаляет племянника. Сподвигает друзей окунаться в ледяную воду.
Некоторым действам даются поэтические названия. Например, ««Челюскин» во льдах». Был такой пароход, который прославился, затонув в тисках льда. Однажды, отправившись в плавание на льдине по реке Цне, Александр был замечен спасателями, но от эвакуации отказался, спрыгнул с льдины и тюленем эмигрировал от захватчиков вплавь.
Для жителей города были организованы заплывы в холодной воде «Гибель Титаника». Вот уже шесть лет ежегодно 15 апреля закаленные купальщики ныряют в Цну.
А в летний сезон путешественник отправляется в даль на «двухколесном коне».
— У меня было два крупных велосипедных похода – по Казахстану и от Тамбова до Анапы. Каждый примерно по 2300 километров и длился 40 дней, — вспоминает спортсмен.
У Александра есть девушка, но чтобы цирк превратился в семью, ей нужно стать настоящей акробаткой.
Надежда Шурховецкая.
Фото автора.
Comments are closed.
бабушка приехала!
Знал я в цирке акробата.
Раз он прыгнул мимо мата.
Цирк еще такого мата
Не слыхал от акробата))
Вероника
друг детства, а ещё пару недель когда у него была, смотрели на всякую живность плавающую в воде, принесённую с цны. микроскоп у него самодельный прикольный.
xXx
Так вот откуда твои странности Верка. у вас оказывается вся компания была не в себе))
Толмачева Елена
Это действительно семья талантливых и удивительных людей! Наш красавчик Макс (пёсик) — любимец всех детей! Елена Владимировна (мама Александра) прекрасный логопед, которого, даже по прошествии лет, вспоминает мой сын Кирилл и, я думаю, помнят и любят все дети! Это удивительная атмосфера дома, прекрасно переданная автором статьи. Это како-то другой, более возвышенный мир! И огромное счастье соприкоснуться с этим миром и этими людьми.