В 2017 году бюджет Тамбова прогнозируется бездефицитным и сбалансированным. Об этом журналистам в минувшую пятницу рассказали на брифинге в Тамбовской городской думе.
На сегодняшний день консолидированный объем бюджета равен 9,2 млрд рублей. При этом еще в прошлом году цифра была в разы ниже и составляла чуть более 5,5 млрд рублей. Увеличение доходности бюджета стало возможным за счет субвенций из областной казны на строительство школы Сколково.
Депутаты обещают, что несмотря на все сложности экономики, главный финансовый документ города сохранит социальную направленность. 60% его средств отводится на реализацию всевозможных муниципальных программ, которых на сегодняшний день в городе 18. Как пояснила зампредседателя Тамбовской гордумы Марина Подгорнова, особое внимание при формировании бюджета будет уделено развитию образования, культуры, спорта и туризма.
Налоговые поступления являются ключевым источником формирования городского бюджета, на их долю приходится более 80 процентов собственных доходов местного бюджета. Наибольший удельный вес в 2016 году пришелся на доходы от налогов физических лиц.
— Эти виды налогов приносят в городскую казну почти 1,2 млрд рублей, при этом в городе остается только 19% этих средств, остальные отчисляются в бюджет Тамбовской области. На долю земельного налога приходится 471 млн рублей налоговых поступлений, — пояснил запредседателя комитета гордумы по социально-экономическому развитию и бюджету города Максим Жалнин.
Депутат отметил, что в целом в областном центре отмечается положительная динамика по налоговым поступлениям. Так, за последние пять лет эта цифра увеличилась на 17%.
Впрочем, уверен Жалнин, эти показатели можно было бы значительно улучшить, создав в городе благоприятные условия для бизнеса, которые сегодня далеки от идеальных.
— Налоговые поступления любого города – это индикатор деловой активности, в данном случае предпринимательского сообщества, успешного функционирования всех предприятий любых форм собственности. Есть такое понятие как инвестиционный деловой климат. Он включает в себя много всяких индикаторов. Очень бы хотелось, чтобы представители городской администрации от бесконечных лозунгов о том, что предпринимательство надо поддерживать, просто создавали для этого условия. Что я имею в виду? Это уменьшение времени рассмотрения различных запросов и согласований, которые исходят от малого бизнеса. Я считаю, что город у нас изначально с хорошими купеческими корнями. Поэтому если каждый из чиновников исполнительной власти будет хорошо делать свою работу, с пониманием того, что предпринимательству сейчас в виде поддержки нужно создание зеленого коридора, то ситуация однозначно изменится. Сегодня важна скорость и еще раз скорость в прохождении процедур. Вот тогда можно будет ставить вопрос о выходе предприятий из тени, об увеличении налоговых поступлений, — подчеркнул Жалнин.
Вторым значимым источник пополнения дохода городской казны является муниципальное имущество. Его администрация города продает или сдает в аренду. При этом, как отметила председатель комитета по муниципальной собственности и развитию предпринимательства Анна Пудовкина, динамика такова, что последние несколько лет доходы от этого значительно снизились. Так, например, в 2013 году от приватизации имущества казна получила 182 млн рублей, в 2014 – 139,9 млн, в 2015 – 71 млн. рублей. Та же ситуация со сдачей в аренду: в 2013 г. – 288 млн. руб., 2014 – 140 млн, 2015 г. – 115 млн. руб.
— В принципе, эта тенденция объяснима. Снижение доходов от аренды имущества связаны с тем, что уже востребованные объекты давно были реализованы. Сейчас в продажу поступают объекты заведомо малоликвидные. Именно поэтому необходимо говорить о сохранности муниципального имущества, об его эффективном управлении, поскольку не всегда имущество, сдаваемое в аренду, содержится надлежащим образом. Примером этому является всем известная компания «ТКС». И это не единичный случай, — сообщила Пудовкина.
С ней согласен зампредседателя комитета по местному самоуправлению и связям с общественными организациями Артём Александров. Депутат уверен, МУПы » не только могут, но и должны эффективно работать». Пока же они приносят в бюджет города сущие копейки. Пример тому МУП «Центральный рынок», «Ритуал» и другие неэффективные предприятия.
Кроме того, депутат считает, что город должен не только распродавать остатки муниципального имущества, но и приобретать его в рамках различных инвестиционных проектов. В качестве примера Александров привел практику других городов.
— Когда застройщик входит на ту или иную территорию, ему предоставляются определенные льготы, но за эти льготы он обязан, скажем, предоставить 5% квартир от тех, что будут возведены. Эти квартиры, в свою очередь, мы сможем предоставить социально незащищенным категориям граждан, которые стоят в очереди на получение жилья. Либо потом перевести в нежилой фонд и реализовать. В этом направлении нужно всем вместе работать и, главное, не залезать в долги, потому что сегодня на содержание муниципального долга у нас уходит более 250 млн рублей. А это очень значительная сумма, — прокомментировал Артем Александров.
Публичные слушания по главному финансовому документу города состоятся 15 декабря. В ходе их жители смогут высказаться и внести свои предложения.