Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Бардак на каждом шагу, а жители уезжают: этот российский город-миллионник превращается в деревню

Бардак на каждом шагу, а жители уезжают: этот российский город-миллионник превращается в деревнюfreepik

В Тольятти сегодня есть районы, где по вечерам не горит свет в половине окон. Не из-за аварий на электросетях — просто квартиры пустуют, хозяева давно перебрались в другие города.

А ведь ещё полвека назад Тольятти называли «советским Детройтом». Здесь строили Волжский автозавод, мечту для инженеров и рабочих со всего СССР. ВАЗ выпускал до миллиона «Жигулей» в год, зарплаты превышали московские, а очередь на трудоустройство растягивалась на годы. Город утопал в зелени, жил по последнему слову советского градостроительства и был настоящей витриной социализма.

Но в 90-е сказка закончилась. Развал плановой экономики, конкуренция с иностранными машинами и криминальные войны превратили «Автоград» в зону турбулентности. Первая волна оттока населения началась именно тогда — уезжали инженеры, врачи, учителя.

С тех пор ситуация только ухудшалась. Если в лучшие годы на ВАЗе трудились 160 тысяч человек, то сегодня — меньше 70 тысяч. Производство упало в разы, завод регулярно встаёт на простои. Молодёжь массово покидает город: по оценкам социологов, до 80% выпускников школ уезжают учиться и не возвращаются.

Город сжимается. В некоторых подъездах из 40 квартир обитают две-три семьи. Магазины и кафе закрываются, маршруты общественного транспорта исчезают. Средняя зарплата — около 45 тысяч рублей, почти вдвое ниже московской, при схожем уровне цен.

Власти пытаются оживить Тольятти: строят индустриальные парки, зовут IT-компании, развивают туризм на Волге и в Жигулях. Но пока эффект мизерный: новые рабочие места меркнут на фоне тех, что теряются.

Главная проблема проста: альтернативы ВАЗу по масштабу у города нет. А значит, сценариев развития немного. В лучшем случае — модернизация завода и постепенное формирование новых производств. В худшем — падение численности населения до 400–500 тысяч и превращение Тольятти в обычный провинциальный центр.

История Тольятти — это хрестоматийный пример того, что бывает с моногородом, если всё будущее завязано на одно предприятие. «Советский Детройт» оказался заложником своей же славы. И его агония — предупреждение для десятков других промышленных городов России.

...

Популярное

Последние новости