Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Советскому Союзу спихнули никому не нужный шведский продукт: а у нас гордились и выдавали за собственный

Советскому Союзу спихнули никому не нужный шведский продукт: а у нас гордились и выдавали за собственныйКадр из фильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (1965)

Тем, кто застал советские магазины, наверняка памятны те самые необычные треугольные пакеты с молоком. Упаковка выглядела футуристично, броско, и хотя вызывала массу неудобств, многие воспринимали её как признак технологического прогресса. Но вот что интересно: в СССР «пирамидки» пришли из Швеции — и вовсе не как передовая разработка.

Треугольник — третий вариант

В советское время молоко можно было купить в трёх вариантах: на разлив в бидон (самый дешёвый способ), в стеклянных бутылках, которые потом мыли и сдавали в стеклотару, и, наконец, в тех самых треугольниках — новинке, стоившей 16 копеек. У них был один большой плюс — компактность. А вот минусы вылезали быстро: швы нередко расходились, молоко подтекало, в холодильнике всё пачкалось, да и отрезать уголок ровно получалось не у всех.

Тем не менее, упаковку не выбрасывали. В дело шли и на даче — в таких пакетах массово выращивали рассаду.

Откуда взялись треугольники

Интересно, что идею такой тары приписывали Франции. Но на деле её разработали в Швеции. Там сначала поверили в «чудеса пирамид» — мол, форма помогает продуктам дольше храниться. Позже стало ясно: никакой магии нет, зато есть масса сложностей при транспортировке, хранении и разливе. Пакет был неудобен, ненадёжен и затратен.

Шведы решили свернуть проект, но выбрасывать отлаженные линии было жалко. И тут на горизонте появился Советский Союз.

Почему СССР купил неудачную упаковку

То, что в Швеции признали ошибкой, в СССР восприняли как технологическую новинку. Было закуплено всё: технологии, линии, дизайн. Треугольники тут же пустили в оборот — и почти 30 лет молоко в них продавалось, как ни в чём не бывало. Никаких доработок, улучшений или переработки конструкции не последовало. Швы по-прежнему текли, а граждане терпеливо выбирали в ящиках «сухие» пирамидки.

Красные и синие пирамиды

Цвет упаковки тоже имел значение: красные обозначали повышенную жирность молока, сине-красные — обычную. Только молочные продукты продавались в треугольниках — другие товары в них не фасовали.

С исчезновением СССР треугольная тара тоже ушла в прошлое. Сегодня о ней вспоминают с лёгкой ностальгией: кто — с раздражением, кто — с улыбкой. Ведь кроме протекающих швов, в памяти остались и другие детали: рассада на подоконнике, бутылки в очереди на приёмку и весёлые детские шалости с «взрывающимися» пакетами на асфальте.

Могло ли быть иначе?

Да. При желании упаковку можно было доработать и сделать действительно удобной. Но мотивации менять что-то, видимо, не было. Так и получилось: западный отказ стал для нас символом модерна, а неудобства — частью быта, к которому просто привыкли.

Впрочем, треугольники остались в истории не как провал, а как один из самых узнаваемых символов советской эпохи.

...

Популярное

Последние новости