Корреспондент "Нового Тамбова" побывал на самом крупном водозаборном узле в селе Татаново Тамбовской области - в том самом месте, откуда вода поступает в краны горожан.
Всего водозаборных узлов, работающих на нужды областного центра, шесть. Они располагаются как в черте города, так и за его пределами: три из них находятся в южной части Тамбова, один — в центре, другие два — в районе сел Донское и Татаново.
Каждый из них окружен скважинами. А берется вся питьевая вода из подземных источников. Дело в том, что под Тамбовской областью находятся подземные озера. Не каждому городу России так повезло. Где их нет, очистным сооружениям приходится брать воду из открытых водоемов — рек, озер.
Татановский водозаборный узел введен в эксплуатацию в 2009 году. Внешне здание представляет собой бетонную коробку, окруженную высоким забором с колючей проволокой. Вокруг него растет яблоневый сад.
О скважинах
На территории узла действуют 11 скважин, в постоянной работе находятся 6, остальные – в резерве. Вода добывается из-под земли на глубине до 70 метров. Каждая скважина дает от 110 до 240 м куб. воды в час.
Чистота воды, которая потечет из крана, зависит, прежде всего, от качества скважин. Если обсадная колонна неисправна, то во время паводков в нее может попадать наземная вода и загрязнять поднимаемую воду. Как следствие, в ней могут быть бактерии или другие вредные вещества. Впрочем, анализ воды это покажет. В этом случае скважина выводится из эксплуатации, прокачивается и хлорируется. В ней убиваются все микробы. При благоприятном повторном анализе ее можно запустить.
«У нас три скважины выведены из эксплуатации, потому что пришли в негодность. Но не было случая, чтобы мы хлорировали скважину. Каждый месяц наша лаборатория проводит исследования воды в самой скважине. Проверки показывают, что качество соответствует ГОСТ и санитарным нормам», — говорит Леонид Зинченко, начальник ВЗУ №7.
Лаборатория
Лаборатория Татановского водозаборного узла – просторная комната, в которой аккуратно расставлено оборудование, а уют придают комнатные растения. Нас встретила приветливая лаборантка, показала пробы воды. Они берутся каждый час.
Вода проходит лабораторный контроль на всех этапах: с артезианских скважин, после фильтрации и обеззараживания, а также на выходе в распределительную сеть.
«Сейчас я провожу анализ по определению железа. Ежедневно проводим анализ по органолептическим и обобщенным показателям – это запах, привкус, цветность, мутность, окисляемость, жесткость», — рассказывает лаборант Елена Мамонтова.
Со скважин вода приходит с большим содержанием железа. Проходя через процесс аэрации и фильтрования, концентрация железа в воде уменьшается в 10 раз.
Фильтровальный зал
Вода в Тамбове проходит очистку на скорых песчано-гравийных фильтрах, где снижается концентрация железа, затем ее обеззарживают с помощью гипохлорита натрия.
Фильтровальный зал – двухъярусное помещение. На высоте второго этажа, куда мы попадаем, проходят мостики, для безопасности расстелены резиновые ковры. Вода из скважин попадает в приемную камеру, а из нее по трубам бежит к четырем резервуарам для очистки. В каждом из них шумит искусственный водопад – вода из желобов с высоты струится вниз, попадает на дно, и там проходит через слои щебня и песка разной фракции.
Об эффективности такого метода рассказывает Леонид Зинченко:
«Вода из скважин приходит с содержанием двухвалентного железа. Из лотков она падает вниз, обогащается кислородом, и железо переходит в трехвалентное, кристаллизуется и оседает на фильтрах. Взятая из подземных источников вода содержит железо до 1 мг/дм куб., а в город она попадает с концентрацией 0,1 мг/дм куб. По санитарным правилам и нормам, железа в воде должно быть не больше 0,3 мг/дм куб.».
Отметим, что всего фильтровальных бассейнов восемь, но работают они посменно: каждый по двое суток. Недействующие промываются от осадков железа.
Кроме железа, которое оседает на фильтрах водозаборных узлов, в тамбовской воде есть также минеральные соли, их вывести сложно. Очищенная от железа вода собирается в два гигантских резервуара – они называются резервуары чистой воды.
На завершающей стадии очистки вода проходит антибактериологическую подготовку. Из баков в нее подается раствор гипохлорита натрия, который дезинфицирует воду. Мера эта предупреждающая.
«Вода из-под земли поднимается без бактерий. Но ведь ей предстоит пройти в город по трубам, где возможно вторичное загрязнение», — объясняет Леонид Зинченко.
Обеззараженная вода подается по трубам посредством насосов в город.
В настоящее время работает только один насос из четырех, он подает в город 1100-1200 м куб. воды в час, а может до 1600. Остальные насосы – в резерве. В среднем в сутки Татановский водозаборный узел отправляет в Тамбов 27 тысяч м куб. воды, иногда до 30 тысяч.
Город полностью обеспечен водой, и сегодня нет необходимости пускать в работу резервные насосы на ВЗУ №7. Однако есть проблема перераспределения воды от ВЗУ №6 и 7 на ВЗУ, которые находятся в городской черте.
«Вода, которая поступает в дома горожан, — заверяет Леонид Зинченко, — чистая, здоровая и соответствует всем нормативам и сантехническим правилам. Порой слышишь жалобы на то, что наша вода оставляет осадок при кипячении. Это происходит из-за наличия в ней минеральных солей. Но, во-первых, их объем не превышает нормативного уровня, а, во-вторых, именно минеральные соли делают воду «живой», то есть полезной для нормального развития организма».
Надежда Шурховецкая.
Comments are closed.
Вероника.
видать она только под землёй чистая ;)