Многие россияне считают Путина и Медведева гарантами заповедей Бога
- 4 февраля 2014
- administrator
[caption id="attachment_11662" align="alignnone" width="680"]
Фото: flikcr.com(MAMJODH, osipovva)/Дмитрий Кутиль. Фото MR7.ru[/caption]
Каждый день сотни людей отправляют обращения через электронную приемную президента или оставляют жалобы на сайте medvedevu.ru; пишут петиции на таких ресурсах, как «Демократор» и Change.org – не говоря уже о более локальных «жалобоприёмниках».
Впрочем, кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований Елена Богданова говорит, что тренд отнюдь не новый:
«Жалобы - традиционный для российского общества способ решения проблем. Механизмы, позволяющие гражданам подавать жалобы, известны с царских времен, активно функционировали в советском обществе. В последние годы активно воссоздается бюрократия, представленная на различных уровнях государственной власти, позволяющая гражданам решать проблемы (в том числе и правовые) путем обращения к представителям власти. В том числе разрешены обращения к представителям высшего уровня государственного управления: президенту и премьер-министру».На первый взгляд может показаться, что этот механизм демократизирует управление, позволяя гражданам участвовать в принятии важных решений. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что все наоборот.
«Сама возможность прямого обращения к президенту грубо нарушает принцип разделения властей, при котором функция управления должна быть отделена от функции правосудия», - отмечает Елена Богданова.
По оценке социолога, особенностью жалобы является то, что она всегда пишется на «языке власти»: «То есть гражданин пишет жалобу тем языком, который, по его мнению, власти понятен». Текст жалобы, как правило, прагматичен: цель - привлечь внимание власти к проблеме и, в итоге, разрешить затруднительную ситуацию (улучшить жилищные условия, наказать виновного и так далее – спектр обращений очень широк). Авторы жалоб пытаются использовать аргументы, усиливающие значимость озвучиваемой проблемы в глазах власти.
Примечательно, что в современных жалобах граждане все чаще используют религиозную риторику и ссылки на православные ценности, что, например, в советские времена было невозможно представить. Так, на сайте medvedevu.ru - где любой гражданин может оставить обращение премьер-министру России - без труда удалось найти более 120 обращений, содержащих те или иные основания религиозного характера.
Религиозная риторика довольно часто используется при обращении к Владимиру Путину или Дмитрию Медведеву.
«Ваше Превосходительство! Уважаемый Господин Президент РФ, Дорогой Дмитрий Анатольевич! Господи Иисусе Христе, Боже наш! Прими от нас, недостойных раб Твоих, усердное моление сие и, простив нам вся согрешения наша…», - обращается к Президенту автор одной из жалоб на сайте medvedevu.ru.
Также, отмечает Елена Богданова, ссылки на религиозные устои используются для обоснования проблемы, для усиления ее значимости - как, например, в жалобе, содержащей просьбу о газификации села: «Бог свидетель, мы не хотим уже ничего ни у кого просить, никому угождать и никого клеймить от лица народа и тупо, нескромно думать, с народом наши районные и областные чиновники или нет. Пусть Бог их простит. К Вам одна просьба, обратите внимание на наш, Богом и областным начальством забытый район и включите в план газификации страны наше поселение. С Божьей помощью и с людьми, которые веруют в будущее России, мы возродим наши села и хутора, и будет тепло в наших домах, из городов вернутся на родную землю наши дети и внуки, оживет наше поселение и возродится наш край. Пусть Господь воздаст Вам за все, что Вы делаете для России!».
Жалобы может порождать плохая работа государственных институтов. В связи с этим в обращениях появляется категория «божьей справедливости», которую должен обеспечить, например, Дмитрий Медведев: «Дмитрий Анатольевич, только вы можете помочь решить проблему и восстановить божью справедливость…». Жизнь в ветхом доме, на маленькую пенсию расценивается адресантами как страдание, которое должно быть вознаграждено, а следование христианским добродетелям - как свидетельство лояльности правительству.
«Активное использование религиозной риторики хаотично смешивает представления авторов жалоб о светской и духовной власти. Президент, таким образом, может быть представлен в жалобе как приближенный к Богу, проводник, учитель, способный восстанавливать "божью справедливость". Таким образом, в жалобах возникает образ государственной власти, срощенной с духовной, что вызывает аналогии с монархической, самодержавной системой управления, в которой президент является помазанником божьим», - говорит Елена Богданова.
«Бюрократия жалоб сегодня в России является легитимным способом решения проблем (в том числе правовых). Анализ текстов жалоб показывает, что, во-первых, религиозные нормы транслируются властью в качестве нормативных регулирующих оснований. Во-вторых, эти основания воспроизводятся гражданами, ищущими справедливость. Таким образом, религиозные основания проникают в нормативную систему, регулирующую жизнь общества, и признаваемую государством как легитимную, наравне с основаниями права», - резюмирует социолог.
*Доклад Елена Богдановой «Оправдания религиозного характера в современных жалобах российских граждан» был представлен на ежегодных чтениях в ЦНСИ 17 января.