Гаишники в недоумении: как водителю законно заехать на обочину и не получить штраф - запретные пункты ПДД
- 19:23 16 декабря
- Юлия Карамазова

Обочина дороги часто воспринимается водителями как дополнительная полоса или место для кратковременной остановки. Однако правила дорожного движения четко определяют, когда можно использовать этот элемент дороги, а когда это может обернуться штрафом или даже опасностью для жизни.
Что такое обочина и для чего она предназначена
Согласно ПДД, обочина — это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части. Она отличается типом покрытия и предназначена в первую очередь для вынужденной остановки транспортного средства в случае поломки, плохого самочувствия водителя или при дорожно-транспортном происшествии. Также она служит зоной для работы дорожных и экстренных служб. На узких дорогах обочина может использоваться для разъезда со встречным транспортом.
Когда использование обочины разрешено и запрещено
Выезд и остановка на обочине разрешены в нескольких строго определенных случаях:
- Для вынужденной остановки из-за технической неисправности автомобиля, внезапного ухудшения здоровья водителя или пассажира, либо при ДТП.
- Для разворота, если маневр невозможен с проезжей части, но только после полной остановки транспортного средства.
- Для подъезда к объекту (например, магазину или дому), если въезд на его территорию возможен только с обочины.При этом категорически запрещено:
- Движение по обочине с целью объезда пробки или любого препятствия. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 1500 рублей.
- Остановка и стоянка в местах, где это запрещено разметкой, например, у желтой линии, даже на короткое время.
- Непосредственно движение по обочине — проезд даже одного метра считается нарушением.
Скрытые опасности остановки на обочине
Решение остановиться на обочине связано с серьезными рисками. Под слоем пыли или грунта могут скрываться глубокие ямы, способные повредить колесо или подвеску автомобиля. В сырую погоду грунтовая обочина становится скользкой, и автомобиль при попытке тронуться с места может занести на проезжую часть или на встречную полосу.
Статистика аварийности указывает на еще одну угрозу: значительный процент ДТП с участием грузовых автомобилей происходит именно в ситуациях, когда легковой автомобиль съезжает на обочину или начинает движение с нее. Водитель фуры может не заметить припаркованный автомобиль, особенно в темное время суток или в условиях плохой видимости.
Как действовать в спорных ситуациях
В некоторых случаях водитель может попытаться оспорить штраф. Например, если разметка, отделяющая проезжую часть от обочины (разметка 1.2), стерта или отсутствует, а покрытие обочины не отличается от основного дорожного полотна, доказать факт нарушения сложно. В такой ситуации полезно зафиксировать на фото или видео состояние дороги и требовать отмены постановления.
Особую осторожность следует проявлять в местах повышенного риска: на мостах и эстакадах, где края часто не укреплены; на поворотах с ограниченной видимостью; на узких участках дорог; на грунтовых обочинах после дождя и на неосвещенных ночных трассах.
Главный вывод прост: обочина — это зона для экстренных случаев, а не для парковки или маневра. Пренебрежение правилами ее использования может привести не только к штрафу, но и к серьезным последствиям для здоровья и жизни.
Источник: Gorbunoff - все о машинах
Читайте также:
- Сидим в авто, "выпиваем", мотор заглушен, подъезжает ГИБДД, говорят: "Лишение прав" - что за правила такие? Ответ автоэксперта
- Верховный суд поставил точку в вопросе: в праве ли инспектор ГИБДД составлять протокол без видео - и что делать водителю
- Случай в России: Беспилотный автомобиль попадает в аварию, за рулем никого - кто ответит за нарушение правил?