Ассевская усадьба в Тамбове глазами ее научного сотрудника

Евгения Новгородцева
Евгения Новгородцева

Какие ощущения испытывает девушка, прогуливаясь по дворцу, к чему обязывает платье стиля эпохи «модерн», подлинны ли интерьеры особняка Асеева. Научный сотрудник музейного комплекса «Усадьба Асеевых» Евгения Новгородцева в интервью «Новому Тамбову» рассказала о своем «втором доме».

Как Женя «поселилась» в старинном особняке

В приглушенных солнечных лучах мы присаживаемся на стулья под световым зенитным фонарем, казалось бы, открывающим небо, но над ним еще один купол. Свет просто заливает все кругом.
Знакомство Жени с музеем состоялось на пятом курсе. Девушка училась по специальности «Музейное дело и охрана памятников». Глубокой осенью они всей группой вместе с преподавателем отправились на экскурсию.
— На меня нахлынуло сразу столько эмоций, — рассказывает Женя. — Я ушла в потрясении из этого дома. Поражена была прежде всего интерьерами, залами и их красотой. Я не могла себе даже представить, что пройдет какое-то время, и я окажусь здесь уже в качестве сотрудника.

Комнаты подлинны

В просторном доме проживали хозяин особняка Михаил Васильевич Асеев со своей супругой Марией Никаноровной и их восемь детей — шестеро девочек и два мальчика.
Семья благополучно жила здесь до революции 1917 года. В 1918-м Асеевы эмигрировали в столицу Сербии Белград, где прожили остаток своей жизни. В 1933 году глава семейства скончался. После этого дети разъехались по разным странам. Больше они никогда не видели Родину.
— Женя, почему на экскурсиях не показывают спальни и ванны?
— На втором этаже, к сожалению, интерьеры не сохранились. Здесь были спальни и детские комнаты. Но уже в послевоенное время они пустовали. Очевидно, что все интерьеры были утрачены после революции.
— На первом этаже подлинные интерьеры?
— Частично. Так случилось, что первый этаж сохранился весьма неплохо, если учесть, сколько организаций перебывало в этом доме после Асеевых. Осталась преимущественно встроенная мебель.
— А вся остальная обстановка?
— Конечно же, когда было принято решение открыть Асеевский дворец для посещений, сотрудничали прежде всего с музеями области. Они помогали. И потихонечку довели все интерьеры их до ума. Цвет стен обоих этажей на протяжении истории менялся неоднократно. В советское время менялся и облик интерьеров. Тем не менее многое сохранилось. Но проблема в том, что фотографий времен хозяев дома просто нет. Хотя, наверняка, семья фотографировалась здесь. Хотя бы потому что особняк очень красивый, достойные роскошные интерьеры, такая необыкновенная архитектура. И очень мало снимков, чтобы сравнить дом на всех этапах его существования. Письменных свидетельств, к сожалению, также не сохранилось.

Евгения Новгородцева
Евгения Новгородцева

Женя как младший научный сотрудник занимается исследовательской работой, она же водит экскурсии. Иногда группы маленькие, в них всего один-два человека. Но бывает, что люди заполняют зал. Часто приезжают школьники младших, старших классов. Иной раз в Асеевском доме появляются крохотные ребята из детских садов. Особенно приятно для девушки после экскурсий получать комплименты и отклики о своем рассказе.

Когда заходят посетители, экскурсии проводятся каждые полчаса. Можно без экскурсовода просто походить по дому и полюбоваться интерьерами. Или, заглянув в афишу, посетить музыкальные вечера. На сцене у главного входа выступают певцы и артисты. И люди, прогуливаясь в парке, отдыхают и смотрят выступления. В зимнее время в зале под куполом на рояле играют пианисты.

К длинному платью нужен кавалер, подающий руку

Женя любит ходить по дворцу в платье, реконструированном по моде времени, когда здесь еще жила семья фабриканта Асеева.
— Стиль модерн нашел особое отражение в женской моде. В то время особенно популярны были платья с элегантными длинными шлейфами, «голубиными грудками», всевозможными украшениями на рукавчиках. Ажурные тончайшие кружева можно рассмотреть на наряде.
Современные приемы в таком платье выглядят особенно эффектно.
— Я даже пробовала вести экскурсию в таком образе. Ты моментально перевоплощаешься из девушки современной в даму начала 20 столетия. Платье обязывает держать осанку. Ты обязана идти очень ровненько, вести себя достойно. Меняется тон речи. Здесь есть шлейф, нужно следить, чтобы он лежал красиво.
— Удобно?
— Конечно, нужно привыкать. Дамы в таком длинном платье изящно ходили по улочкам, причем умудрялись даже как-то быстро перемещаться. К их услугам были коляски, запряжённые лошадьми. Я думаю, что этот дом в то время посещала весьма состоятельная публика. То есть барышни не волочились по земле, по сугробам, по каким-то грязным подворотням в этих красивых нарядах. Кавалеры подавали руки.
— К такому платью обязательно нужен кавалер?
— Обязательно.
— И в автобусе в таком платье, конечно, не прокатишься…
— Я думаю, что нет. Учитывая наш ритм жизни. Равно как и передвигаться по улицам не очень практично.

Усадьба Асеева
Усадьба Асеева

О благородстве, выпавшем из эпохи

Жене кажется, что в современном мире очень недостает духовности, правильных, благородных поступков, и особенно мало душевной широты встречается сейчас среди мужчин. Романтика почти не проглядывает сквозь убыстрившийся темп жизни и нацеленность на материальные блага.
— В некоторой степени, я думаю, что все-таки и девушки в чем-то виноваты, — рассуждает Женя. — Потому что они, во-первых, очень упростили свои взгляды на жизнь, на мир. От мужчин очень мало требуют, только чтобы он был рядом. Не стремятся быть более изящными. И вредных привычек среди девушек сейчас встречается очень много. Поэтому мужчины перестали воспринимать женщин как неприкасаемый объект женственности. Той женщины, к которой хочется трепетно относиться, как-то ее оберегать. Мужчины теперь считают, что женщины стоят с ними наравне, и с ними можно бороться, как с соперниками. Сейчас какое-то равноправие, может, и это еще повлияло.
— Равноправие убило романтику.
— Очень мало остаётся людей духовных, настроенных на что-то настоящее, на вечные ценности. Я, к сожалению, сама все это ощущаю. Когда в тебе бурлят эмоции, романтика, легкость, полет душевный, вдохновение тебя переполняет, бывает, что с другой стороны ты не всегда встречаешь ответ. Я, наверное, себя воспринимаю как энергетически заряженный предмет, прибор, некоторые говорят, «ты как батарейка». То есть я стараюсь, когда мало солнышка, мало хороших событий, черпать вдохновение из ничего, буквально и радоваться каким-то мелочам. Вокруг себя таким образом создаешь какой-то свет и такую приятную ауру. То есть надо стараться настраивать себя на позитив, стараться излучать его и таким образом этот свет еще распространить на других людей, которые находятся вокруг тебя.
— Сохраняем свой свет внутри и светим вокруг. Как-то так.

О мечтах

Помимо Жени, в музее еще шесть научных сотрудников. Выходные у девушки в понедельник, когда закрыт дом Асеевых, и четверг. Не совсем удобно, но с таким графиком приходится мириться работникам заведений культуры.
Когда появляется много свободных дней, девушке нравится путешествовать по России. Неизгладимые впечатления остались у нее от посещения Рязани, родины Сергея Есенина Константиново и, конечно же, Санкт-Петербурга. Мечтает девушка о «приземленном»:
— Прежде всего, наверное, чтобы не было особенных печалей, потерь. Не пытаешься схватить звезд с небес, но тем не менее, хочется получать удовольствие от жизни. И просто в завершении пути сказать: «Я прожила свою жизнь интересно».
Надежда Шурховецкая
Фото автора

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Короткие новости