Киевские власти еще в марте подали два иска в ЕСПЧ против России - о "незаконном" присоединении Крыма и об ответственности за это России. Но рассчитывать на удовлетворение исков рановато.
3 июня и.о. премьера Украины Арсений Яценюк заявил об поданных исках с трибуны Верховной Рады.
«Мы осознаем, что такие судебные процессы не проходят за месяц. Но такие судебные процессы будут иметь результаты», — сказал он.
Но он ничего не сказал о том, что результат уже есть — ЕСПЧ принял промежуточное решение, и оно не в пользу Украины.
Карин Беше-Головко, доцент, доктор права (Франция), приглашенный профессор МГУ, прокомментировала ситуацию блогеру Павлу Шипилину по его просьбе.
Украина подала иск еще 13 марта, за три дня до крымского референдума, после которого полуостров отошел к России. Заявление основано на статье 33 Конвенции о защите прав человека и основных свобод — «Межгосударственные дела». Эта статья в ЕСПЧ считается политической, и по ней решения почти не выносятся — за всю историю ЕСПЧ из сотен тысяч заявлений заявлений по этой статье было всего 16.
В своем заявлении Киев просил применить к Москве так называемые временные меры в соответствии со ст. 39 Регламента ЕСПЧ, то есть фактически еще до рассмотрения дела встать на украинскую сторону в ее оценке крымской ситуации. Здесь надо отдать должное Европейскому суду — он не дал вовлечь себя в политику. Хотя отчасти просьба Украины была удовлетворена — временные меры были приняты, но в отношении не только ответчика, но и истца.
Решение гласит: «Обе договаривающиеся стороны должны воздержаться от принятия любых мер, в особенности военных действий, которые могли бы повлечь за собой нарушения прав гражданского населения, включая угрозу их жизни и здоровья, и выполнить обязательства в соответствии с Конвенцией, особенно в отношении статей 2 (право на жизнь) и 3 (запрет на бесчеловечное обращение или унижающее достоинство обращение)».
О Крыме, как видим, нет ни слова.
Интересно, что мотивировка практически дословно перекочевала сюда из решения Международного суда ООН от 15 октября 2008 года по иску Грузии к России. ЕСПЧ дал понять, что не собирается участвовать в политических распрях, но был непреклонен в защите прав и свобод — Киев и Москва должны воздержаться от военных действий. И здесь прежде всего имеется в виду Украина, которая открыто применяет регулярные войска и военную технику, губя обстрелами десятки, если ни сотни мирных жителей..
Доказательств нарушения Украиной решения ЕСПЧ предостаточно. Миссия ОБСЕ, например, выяснила, что взрывы возле обладминистрации Луганска 2 июня, — результат авианалета, то есть прямого нарушения решения Европейского суда.
Карин Беше-Головко выразила удивление, что Россия еще не подала встречный иск — он, по ее мнению, непременно имел бы перспективу: ни одной стране не дано право убивать своих граждан, да еще применяя армию. Если Украина — европейское государство, она должна вернуть солдат в казармы и решать вопросы политическим путем.