В первом полугодии 2016 года на телефон доверия, действующий на территории региона, поступило 9163 обращения. Из них 6849 звонков зафиксировано от детей и подростков — 3464 обращения от девочек, 3385 — от мальчиков. Такие данные приводит пресс-служба администрации Тамбовской области.
К Единому общероссийскому детскому телефону доверия — 8-800-2000-122 регион подключился 1 декабря 2010 года. На Тамбовщине его работу курируют специалисты Центра социальной помощи семье и детям «Дом милосердия». В среднем, они принимают 60 звонков в сутки. С 2009 года служба экстренной психологической помощи Центра социальной помощи семье и детям «Дом милосердия» состоит в Российской ассоциации детских телефонов доверия.
Как отмечает руководитель службы Ольга Борисова, стабильность – главный показатель работы службы на Тамбовщине. Количество звонков свидетельствует о том, что работа телефона доверия востребована и доступна. А его деятельность позволяет мобильно и в сжатые сроки оказывать помощь большому количеству детей, подростков и родителей, обеспечивая их качественной помощью.
По информации службы, чаще всего на детский телефон доверия поступают звонки от несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет. Они превышают 72 процента от числа всех обращений несовершеннолетних в первом квартале 2016 года.
Чаще всего ребята задают вопросы, связанные с проблемами одиночества, времяпровождением, скукой (2144 обращения). Кроме того, они просят совета по взаимоотношениям со сверстниками (трудности в общении, конфликты с другом, влюбленность). Таких обращений поступило 1674. Интересуют подростков вопросы по детско-родительским отношениям, проблемам со здоровьем, проблемам психологического кризиса.
В первом полугодии 2016 года по суицидальной проблематике поступило 38 обращений. Из них 26 обращений — от несовершеннолетних, 4 — от родителей, 8 — от иных граждан. Основными мотивами суицидального поведения подростков являлись переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания, действительная или мнимая утрата любви родителей, переживания, связанные с разводом или уходом родителей из семьи. Среди мотивов суицидального поведения взрослых обращает внимание состояние безысходности у абонентов, связанное с ухудшением материального положения и высокой кредитной нагрузкой.
Отметим, что конфиденциальность и бесплатность — два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно, а тайна обращения гарантируется. Цель такой помощи — способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.
Жители региона предпочитают обращаться к специалистам для решения личных проблем и конфликтных ситуаций внутри семьи, а не усугублять ситуацию попытками преодолеть их самостоятельно. Кроме того, сотрудники службы постоянно выезжают в районы области, рассказывая ребятам о существовании детского телефона доверия.
Обеспечение деятельности детского телефона доверия входит в план мероприятий программы Тамбовской области «Защитим детей от насилия!», рассчитанной на 2015-2017 годы. Напомним, что программа призвана сформировать в обществе нетерпимое отношение к различным проявлениям насилия по отношению к детям, повысить информированность детей о возможных рисках и опасностях, ответственность родителей за действия, направленные против детей, обеспечить реабилитацию детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, включая преступления сексуального характера.
Следует добавить, что в рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122 был создан в 2010 году. Сейчас в 82 субъектах России работает 230 служб детского телефона доверия под единым общероссийским номером. Обеспечение деятельности общероссийского детского телефона доверия включено в Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которая утверждена Указом Президента РФ №761.