Мы привыкли думать, что бомжи и бродяги – сплошь опустившиеся, потерявшие человеческий облик люди. Корреспондент «Нового Тамбова» побывала в бесплатной столовой для бездомных, и узнала, кто они – тамбовские бродяги. Что превращает обычного человека в бомжа, стоит ли каждого из них обвинять в любви к бродяжничеству и называть маргиналом – об этом в нашем материале.
Обездоленные за столом
Волонтеры центра гуманитарной помощи «Теплый кров», на базе которого перед новым годом открыли бесплатную столовую для бездомных, встречают нас приветливо. В меню на первое щи на мясном бульоне, на второе — макароны по-флотски, а на десерт — чай с печеньем и конфетами. Еда приготовлена по-домашнему, руками не поваров, но хозяек. Повсюду блеск чистоты. Столы сдвинуты вместе, на них новая скатерть, стены светло-песочные. Присаживаемся. В столовой тепло. Посетители словоохотливы и с удовольствием рассказывают о своей нелегкой судьбе. Звучат обиды на предавших их близких, но есть в чьих-то словах и прощение. Кто-то не обошел стороной тюрьму, но даже сейчас, когда он уже, казалось бы, свободен, человека не оставляют мысли о ней.
Валерий оказался без дома, пока был за решеткой. На зону попал, будучи юнцом и по глупости. За это время отец нашел другую, мама умерла.
— Из тюрьмы вышел в никуда. Работал, но графа о судимости всё портила. Нормальную работу найти было практически нереально. Как все, хотел семью, дом. Но все почему-то шло совсем не так, как мечталось…, — вспоминает Валерий.
Рассказы людей неполные, обрывочные. О чем-то им просто не хочется говорить. В поисках счастья и своего места в мире многие побывали в трудовом рабстве в религиозной организации. Валерий сам таким образом поехал в Кемерово. Оттуда он с трудом сбежал, и нас предупреждает:
— Вы поглядите, когда идете мимо, объявления на столбах расклеены: «помощь бездомным», «в трудной ситуации», «избавиться от алкогольной зависимости», «от наркомании». Приходят туда нуждающиеся, а потом денег у них нет. Без квартир люди остаются.
Пока есть возможность, почти все без крыши над головой находят приют неподалеку, в Ночлежном доме, который располагается на 2-м Маратовском проезде, 1.
Каждый день они обеспечены талончиком на обед. О завтраке и ужине приходится заботиться самостоятельно. Но жители ночлежки мне рассказали, что непременно делятся друг с другом, если раздобудут что-то съестное. А теперь и в «Теплом крове» можно пообедать два раза в неделю.
Лишенный домашнего очага, Олег провел в ночлежном доме почти месяц. По субботам он подрабатывает грузчиком на рынке на Магистральной. Там и еду достает. По словам Олега, родная сестра обманным путем лишила его родительской квартиры и продала ее. Брат остался ни с чем.
— Сама она живет в Строителе в отделанной двухкомнатной квартире, владеет двумя гаражами и двумя машинами. Шубу норковую себе купила, — с обидой рассказывает мужчина.
Семья Олега сейчас на Украине. Жена в Харькове, она снова вышла замуж, а дочь в Славянске. Олег по ним скучает, но не может даже позвонить своим близким. Дочь не старается разыскать папу, хоть и знает, в каком он бедственной положении.
Как выжить на пенсию
Анатолий Лебедев пришел обедать позже. После трапезной он отправился на склад «Теплого крова», где подобрал себе костюм-тройку. Облачившись в новый костюм, он вышел к нам знакомиться. Он обмолвился, что тоже в некотором роде журналист. Его материалы когда-то публиковались в местных газетах «Колокольный звон» и «Тамбовская жизнь». У Анатолия есть интересные хобби: он занимается боксом и танцами. И если секция бокса бесплатная, за занятия танцами ему приходится платить тысячу рублей в месяц. Постоянного жилья у Анатолия нет, и он вынужден скитаться по приятелям, которые выпивают. Пенсионер покупает и им еду. Родственники пускают редко. Сам Анатолий не пьет.
— Один приятель выгонит, к другому, — с грустью говорит мужчина. Пенсия у меня всего семь с половиной тысяч. Раньше я пробовал снимать комнату, но понял, что свой угол мне не потянуть. Комната 10 кв. метров стоит пять тысяч. Был я и в ночлежке, мне там не понравилось.
Когда-то у Анатолия впереди маячило светлое будущее, полное надежд и перспектив. Молодой человек закончил тамбовский технический университет по специальности химическое машиностроение и аппаратостроение. По распределению молодой ученый попал в Свердловск в закрытый научно-исследовательский институт. Там он работал инженером, разрабатывал аппаратуру для обогащения урановой руды. Был на хорошем счету. Начитанный, грамотный, интеллигентный. И даже спустя годы всё это не исчезло: причастность этого человека к другому миру чувствуется отчетливо. На фоне других он как белая ворона.
Спустя годы Анатолий все же вернулся в Тамбов. Вскоре женился, родился сын. Семья получила однокомнатную квартиру. Но счастье супружества продлилось недолго. При разводе квартира досталась жене и сыну.
— Сыну у меня 28 лет, — говорит Анатолий.
— И что – совсем не помогает? – спрашиваю я.
— Нет, какой там! Я сам ему буквально до последнего времени хоть помаленьку, но что-то старался подкидывать, сейчас уже не получается, — признается пенсионер.
С 2000 года Анатолий без жилья. Работал вахтой, а когда приезжал в родной город, родственники разрешали у них останавливаться. Потом подошла пенсия, сил работать у Анатолия уже не было. Сейчас он жалеет только о том, что в свое время не пошел учиться на журналиста.
Благотворительная столовая
Гуманитарный центр «Теплый кров» был открыт 16 ноября 2016 года для помощи вещами и продуктами всем нуждающимся. Потянулись многодетные семьи, матери, в одиночку воспитывающие детей, пенсионеры и бездомные, все те, кому не повезло с материальными благами. В одноэтажном зеленом доме четыре комнаты, небольшая кухня. Первая – распределительная. Туда сначала поступают все принесенные вещи. Вторая – для хранения детской одежды, не сезонного летнего, продуктов для столовой и благотворительных целей. Много пакетов с гречкой. Третья – комната для выбора и примерки. Еще одна со столом – общая, в ней могут посидеть волонтеры и гости.
Благотворительная трапезная приглашает бездомных на обеды по вторникам и четвергам с 14 до 15 часов. А с 15 до 17 все нуждающиеся могут подобрать себе гардероб. Дарителей «Теплый кров» ждет по субботам с 10 до 12.
— Волонтеры одни и те же женщины, — рассказывает Марина Черепанова, референт Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Тамбовской епархии. — Мы с ними работаем около года. Всегда всех призываем поучаствовать в добром деле. Если кто на постоянной основе сможет приходить помогать в трапезную, мы бы были очень рады. У наших волонтеров есть еще светская работа, скользящий график, и только две их них пенсионерки.
Открытие благотворительной трапезной состоялось 21 декабря. А идея назревала давно. Так об этом нам поведала Марина:
— Пока не было стационарного здания, летом во дворе мы накрывали стол для бездомных и, поскольку не могли готовить, заваривали вермишель, поили их чаем с печеньем. Затем появился благотворитель (имена таких людей традиционно не называют, не принято – авт.). Помещение, которое раньше было гаражом, отделали под столовую. Другие дарители дали нам столы, стулья, одноразовую посуду, мясные, рыбные консервы, тушенку, крупы.
— Выходит, много у нас щедрых людей? – спрашиваю я.
— Люди очень щедрые! – радуется Марина.
— Кто ваши постояльцы? Вы знакомились?
— Батюшка ездил в Дом ночного пребывания. Мы жильцов знаем всех, они к нам давно приходят. Новые люди, которые заходят на наш склад за вещами, тоже все время появляются. В храмах мы распространили объявления . Надеемся, сарафанное радио разнесет, и люди будут знать, куда идти за помощью.
Сколько бездомных в нашей области Марина и предположить не может. Она считает, что точной цифры никто не скажет, так как многие из тех, кто к ним ходят, прописаны в разваленных или давно сгоревших дома, при этом сами живут на улице. В Доме ночного пребывания находятся 11 человек. Где все остальные — бог весть.
— С людьми разговоришься, тяжелая у многих жизнь, – сочувствует Марина. — И если хотя бы тарелка супа и кружка чая им поможет, согреет, мы будем очень рады, что смогли разделить с ними их одиночество и страдание.
Центр гуманитарной помощи «Теплый кров» расположен по адресу: ул. Железнодорожная, д. 131, телефон заведующей +7-915-888-70-30 – Марина Никодимовна.
Надежда Шурховецкая, фото автора
Comments are closed.
1
сам отказался от квартиры, а теперь ноет
1
и что мешает подать в суд на алименты — пусть сын платит алименты на содержание отца. что такого. проще НЫТЬ
1
ну и спасибо Путину за великую пенсию!!!!!!!!!!!!!!!!!
Гостья
Злые ВЫ
Андрей
Статья интересная, но подающая информацию только под одним ракурсом. На самом деле не все так однозначно. Не берусь судить людей. Как говорится от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Многих бродяг не хотят видеть дома не просто так. У кого-то склочный характер, люди сведут с ума любого. Кто-то выпивает. Много среди бродяг тех, кто просто ничего не хочет делать. В студенческую бытность предлагали «поберушкам» идти работать дворниками, на что получали ответ «Это в г.. не возиться? Да мы тут за час больше заработаем, чем там за день.» Людей жалко, ибо не мало тех, кто на улице по воле случая.
ПС. В этой доброй статье меня удивляет другое. Церковь затратила сотни миллионов на строительство новых церквей, но при этом помещение для бездомных, еда, одежда — за счет жертвователей. Где же деятельное участие Тамбовской Епархии?
Андрей
Ну, и, конечно, социальная защищенность и эффективности социальной политики видны.
Сатурн
Полностью поддерживаю. Вся социальная политика государства ВОТ ОНА, в этих людях.
Про церковных паразитов, в свое время все сказал Ильич. Да его власть во многом не в моем вкусе, но одно дело Ленину, надо было доделать до конца и стерев эту нечесть церковную, которая приползла на наши земли и мучениями и истязаниями заставляла людей принимать их веру, он бы возможно сделал больше для людей чем все правители вместе взятые.
гостья из будущего
Церковь и вера в Бога — это не одно и то же.
гость
А где же наши доблестные органы Соцзащиты, что они сидят на своих толстых задницах в тепленьких кабинетиках и ждут когда же к ним на поклон придет нуждающийся с кучей оформленных по формам бумажек
Гнать нужно местных чиновников из «Центра социальной поддержки граждан» во главе с их директором, которые просто бабло качают из государственных карманов в личные и прикрываются малоимущими
Главный гость
в Сирию гуманитарную помощь, на Украину — гуманитарную помощь, в Японию — гуманитарную помощь. помогаем всем, кроме своих граждан. на жителей России государству всегда было пох
гость
А граждане России, в том числе бездомные и бомжи должны исправно платить налоги. Вот на эти деньги от налогов государство и будет помогать всяким там Сириям, Эфиопиям и Анголам.
Да, Украину не трожте, это наша земля с нашими русскими людьми, им мы обязаны помогать, но не Сириям с Афганистанами
Сосед
В большинстве случаев с бездомными виновата их же ЛЕНЬ
Сатурн
А почему бы ему не полениться? Ведь у него есть газ, нефть, лес и все это в огромных масштабах. Но почему то за все это, он должен платить и даже больше чем платят те, что все это у нас покупают. Странно да? А те кого НАНЯЛИ, обслуживать все эти народные достояния, выставили счет, за эти достояния, самим собственникам, положили конские оклады себе за свои идиотское услуги и под предлогом, того что весь этот сброд выбрал народ, грабят страну и население. Ну разве не так?
гостья из будущего
Что бы не говорили про советскую власть, но такого не было в её бытность. Ни бездомных, ни попрошаек — с одной стороны, но и такого количества миллиардеров — с другой. Была хоть какая-то социальная справедливость. Но самое неприятное, что в эту жизненную ситуацию может попасть практически любой гражданин, даже тот, кто сейчас находится в абсолютном благополучии. В современной России никто ни от чего не застрахован.