Шага на "зебру" недостаточно: когда водитель обязан уступить дорогу пешеходу? Разъясняет Верховный суд
- 21 сентября 19:00
- Юрий Мармутов

Многим водителям и пешеходам вопрос о преимущественном праве проезда на пешеходном переходе кажется простым: если человек ступил на «зебру», машина должна остановиться. Но реальность, как показывает практика, сложнее — особенно когда дело доходит до суда.
Недавно одно такое происшествие, казалось бы, ничем не примечательное, повлекло за собой череду судебных разбирательств вплоть до Верховного суда РФ. Причина — не просто спор между водителем и инспектором, а фундаментальное непонимание того, что на самом деле означает «уступить дорогу».
Спор на фоне «зебры»: что произошло в Кемерово
Летом прошлого года жительница Кемерово Ольга Майнгардт поворачивала направо на перекрёстке с нерегулируемым пешеходным переходом. В этот момент инспектор ДПС заметил, что один из пешеходов вышел на проезжую часть, а автомобиль продолжил движение. Было выписано постановление о нарушении — штраф в размере 2400 рублей за то, что водитель «не уступил дорогу пешеходу».
Женщина не согласилась. Она обратилась в районный суд, но тот подтвердил решение инспектора. Тогда она подала апелляцию в областной суд. И здесь ситуация начала меняться.
Видео говорит само за себя
Областной суд тщательно изучил видеозаписи с камер автомобиля и городских систем наблюдения. Картина оказалась иной, чем представлял инспектор.
Автомобиль Майнгардт при приближении к переходу полностью остановился, пропуская группу пешеходов, которые действительно находились рядом с её машиной. После того как они прошли, она тронулась с места.
В этот момент на противоположной стороне дороги другой пешеход только-только вышел на край проезжей части — на значительном расстоянии от автомобиля. Он не менял скорость, не ускорялся и не пытался перейти дорогу в другом месте. Его траектория не создавала помех для движения машины.
Суд пришёл к выводу, что между автомобилем и пешеходом не было взаимного влияния. Никакой опасности, ни малейшей необходимости для пешехода изменить направление или скорость движения не возникло.
А значит, нарушения не было.
Решение районного суда и постановление инспектора были отменены. Областной суд чётко указал: факта административного правонарушения нет.
Когда действительно возникает обязанность уступить дорогу?
Это дело — не исключение. Оно вскрывает распространённую ошибку: многие считают, что стоит пешеходу хотя бы одной ногой коснуться «зебры», как водитель обязан остановиться, независимо от обстоятельств.
Но так было до 2014 года. С тех пор Правила дорожного движения, а также разъяснения Пленума Верховного суда чётко определяют: уступить дорогу — значит не создавать помех тому, кто имеет преимущество.
Ключевое положение:
Участник дорожного движения не должен совершать манёвр, если это может вынудить другого участника, имеющего преимущество, изменить скорость или направление движения.
То есть:
- Если пешеход находится далеко и не собирается переходить дорогу, уступать ему не нужно.
- Если он уже на переходе и движется вам навстречу, остановитесь.
- Если он замедлился или ускорился из-за вашего движения, значит, вы нарушили правила.
Верховный суд вмешался — чтобы не вмешиваться
Инспектор, не согласившись с решением областного суда, подал жалобу в кассационный суд, а затем — в Верховный суд РФ. Однако ВС даже не стал рассматривать дело по существу: срок давности привлечения к ответственности уже истёк.
Но сам факт обращения в высшую судебную инстанцию говорит о многом: до сих пор не все сотрудники ГИБДД и нижестоящие суды правильно трактуют правила.
Что важно понимать сегодня
Правила остаются прежними, но их применение требует здравого смысла.
- Формальный подход — ошибка. Стоп-кадр, на котором пешеход «касается зебры», не всегда означает нарушение.
- Оценка ситуации — обязательна. Нужно учитывать расстояние, скорость и намерения пешехода.
- Видеодоказательства — ваш союзник. Если вы уверены в своей правоте, камера поможет восстановить справедливость.
Верховный суд, даже не вступая в спор, подтвердил: без реальной угрозы или помехи — нет и нарушения.
А значит, и для водителей, и для пешеходов главное — не формализм, а безопасность.
Источник: Дзен
Читайте также: