Progorod logo

Что скрывалось за заколоченными дверями туалетов советских электричек: от чайников для машинистов до зимних рам

24 сентября 17:30Возрастное ограничение16+
Фото newtambov.ru

Многие современные пассажиры, привыкшие к удобствам в поездах, с удивлением узнают, что туалеты в электричках были не всегда доступны. Еще два десятилетия назад о них мало кто знал, хотя они уже исправно работали. Однако в советскую эпоху эти помещения были настоящей загадкой для пассажиров, так как чаще всего их двери оказывались наглухо заколочены.

История начинается с первых массовых электропоездов ЭР1, выпуск которых стартовал в 1957 году. В этих составах туалеты вообще не предназначались для пассажиров. Единственный санузел располагался в служебном тамбуре и был доступен только для машинистов и их помощников. Ситуация немного изменилась с появлением легендарных "зеленых" электричек ЭР2. В их промежуточных вагонах уже были предусмотрены туалеты для людей, но на практике они почти никогда не функционировали.

Причина была не в технической неисправности, а в организационных проблемах. Конструкция вагонов позволяла подвести воду и даже обогреть помещение, но необходимого оборудования так и не установили. Зимой вода бы просто замерзла. Поэтому санузлы в пассажирской части вагонов традиционно заколачивали досками.

Интересно, что туалет в кабине машиниста, доступный только для бригады, использовался совсем не по назначению. По воспоминаниям железнодорожников, это помещение служило кладовкой. В нем хранили "зимние" рамы лобового стекла с подогревом, которые устанавливали с наступлением холодов, а также различные запчасти и инструменты.

Но главной особенностью этого служебного помещения был его бытовой уют. Здесь почти всегда стоял самодельный столик, за которым машинисты могли заполнить журналы или перекусить. Для комфорта в дороге в туалете оборудовали рукомойник деревенского типа с соском, куда воду заливали из канистр. Самым колоритным атрибутом была самодельная электроплитка на 50 вольт и чайник. До появления пакетиков заварку хранили в специальных чайничках, так что у машинистов всегда был под рукой свежий горячий напиток.

Позднее, при переводе составов в депо Металлострой, все эти "нештатные" удобства в виде плиток и столиков были демонтированы как потенциально пожароопасные.

Таким образом, заколоченные двери советских электричек скрывали не просто неработающие туалеты. Для пассажиров они оставались запретной зоной, а для машинистов — незаменимым хозяйственным блоком, мини-кухней и кладовой, которая помогала скрасить долгие рейсы и решить мелкие технические проблемы прямо в пути.

Источник: dzen.ru

Читайте также:

Почему богатый российский город пустеет: люди бегут оттуда, несмотря на достаток и комфорт Узнала, почему китайцы такие стройные и долго живут: на завтрак едят эти продукты В осеннюю сказку на выходные: 5 самых живописных и нераскрученных мест России для путешествия в октябре В Абхазии вы сами поспешите покинуть пляж с наступлением темноты — рассказываем, почему
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: