Progorod logo

Эти 8 постыдных фактов о Пушкине учителя не рассказывают в школе, а зря

20 сентября 15:27Возрастное ограничение16+
Шедеврум

Александр Сергеевич Пушкин — это имя звучит как гимн русской литературе. Его стихи учат наизусть с детства, его портреты висят в классах, а имя стало символом гения и свободы. Но за образом «солнца русской поэзии» скрывался живой человек — со слабостями, страстями, ошибками и тёмными страницами биографии.

Школа преподносит нам Пушкина в ореоле святости. А между тем его жизнь была полна скандалов, долгов, интриг и даже подозрений в извращениях. Давайте приоткроем завесу тайны над его величием — без осуждения, но и без прикрас.

«Я ниже всех — но зато с цилиндром»: комплексы гения

Пушкин был невысокого роста — около 158 сантиметров, что для начала XIX века было заметно ниже среднего. К этому добавлялись черты лица, далёкие от классической красоты: крупный нос, выступающие скулы, тонкие губы. Он остро переживал из-за своей внешности и часто шутил над собой, но за этой иронией скрывалась глубокая неуверенность.

Чтобы казаться выше, особенно рядом с высокой и эффектной женой Натальей Гончаровой, он одним из первых в России стал носить цилиндр — аксессуар, который тогда считался модным, но не был массовым. Бакенбарды, плотно обрамлявшие лицо, тоже служили своеобразной маскировкой. Тем не менее он нравился женщинам. Не столько внешностью, сколько харизмой, огнём во взгляде и дьявольским обаянием.

Лицей — не по знаниям, а по связям

Фамилия Пушкин открывала двери. Царскосельский лицей, основанный как элитное учебное заведение для воспитания будущей государственной элиты, принимал только детей из самых влиятельных семей. Туда попадали только лучшие умы, одобренные лично министром Михаилом Сперанским.

Сергей Пушкин, отец поэта, не отличался ни богатством, ни карьерными достижениями. И сам юный Александр не был выдающимся учеником — плохо писал, ленился, пропускал занятия. Но у него был дядя — Василий Львович Пушкин, известный поэт-любитель и приятель самого Сперанского. Именно он, используя свои связи, помог племяннику поступить в лицей. Без этого шанса история русской литературы могла сложиться иначе.

Молодость, проведённая в борделях

Ещё в лицее Пушкин прославился своими «подвигами» в любовных делах. Уже в четырнадцать лет он начал посещать публичные дома Петербурга, о чём впоследствии не раз упоминал в письмах друзьям. В одном из них он с гордостью заявляет, что «в пятнадцать лет был опытнее многих тридцатилетних».

Эта страсть к женщинам не угасла и после женитьбы. Несмотря на преданность жены Натальи Гончаровой, которую он обожал, Пушкин продолжал флиртовать, заводить романы и даже вести себя вызывающе на светских раутах.

Но самый мрачный эпизод — его связь с крепостной крестьянкой Ольгой Калашниковой, работавшей в имении Михайловское. От этой девушки у него родился сын Павел, проживший всего несколько месяцев. Ребёнка официально признали внебрачным, и долгое время о нём никто не говорил. Только спустя годы историки нашли документы, подтверждающие эту трагическую главу.

Карты, долги и почти проигранный «Онегин»

Пушкин играл в карты с одержимостью. Это была не просто игра — это была зависимость. Он часами сидел за зеленым столом, проигрывая и выигрывая деньги, которых у него часто не было.

Однажды, будучи в долгах, он чуть не проиграл вторую главу «Евгения Онегина» — рукопись, которую хотел поставить на кон в карточной игре. К счастью, партнёр отказался от сделки.

Чтобы расплатиться с долгами, Пушкин за пару дней написал шуточную поэму «Граф Нулин», которая впоследствии вошла в его канон. По сути, она была создана как «быстрый способ вернуть деньги».

В московском обществе его даже внесли в список карточных игроков под номером 36 с насмешливым титулом «всероссийский денежный банкомёт» Скандалы, вызовы на дуэль, проигрыши — всё это было частью его повседневной жизни.

Тайная страсть к женским ногам

В произведениях Пушкина часто встречаются детали, на которые раньше мало кто обращал внимание. Описывая героинь, он с особым трепетом говорит об их ступнях, туфлях, движениях ног.

Ученые и литературоведы не раз отмечали, что это признак фут-фетишизма. Например, в «Евгении Онегине» есть строки, где Татьяна примеряет туфельку, а Онегин буквально замирает, глядя на её ножку. В «Руслане и Людмиле» фея с зелёного острова танцует босиком, и поэт посвящает этому целые строфы.

Современные психологи называют такие описания не просто поэтическими метафорами, а проявлениями скрытой фиксации. Конечно, в XIX веке таких диагнозов не ставили, но сегодня эта особенность выглядит как часть его сложного, многогранного психотипа.

«Поэзия грязного языка»: матерные стихи Пушкина

Да, Пушкин писал не только о любви и свободе. Он оставил после себя десятки эпиграмм, анекдотов и стихов откровенно непристойного содержания. Одни были написаны в шутку, другие — в ответ на оскорбления, третьи — просто ради азарта.

Его эпиграммы поражают точностью, жестокостью и зачастую непристойностью. Например, он не стеснялся высмеивать соперников, намекая на их потенцию или внешние недостатки.

Большинство этих текстов до сих пор не публикуются в школьных учебниках. Часть из них была уничтожена самим поэтом, часть — цензурой XIX века. Но сохранилось достаточно, чтобы понять: за благородной внешностью скрывался дерзкий, озорной, иногда грубый человек.

Дуэли: вызовы как образ жизни

Пушкин жил на грани. Он вызывал на дуэль за слово, взгляд, шутку. За всю жизнь он участвовал как минимум в 29 дуэлях. При этом всерьёз стрелялся лишь несколько раз.

В шестнадцать лет он бросил вызов своему двоюродному дяде Павлу Ганнибалу — из-за женщины. Конфликт разрешился миром, но прецедент был создан.

С друзьями он устраивал настоящие театрализованные дуэли: например, с Вильгельмом Кюхельбекером, когда оба выстрелили в воздух и тут же обнялись. Это было не столько стремление убить, сколько демонстрация характера, чести, гордости.

Пушкин любил вызывать. Это давало ему ощущение силы, контроля, власти. И, возможно, именно эта привычка привела к трагедии 1837 года.

Император, который мог стать соперником

Смерть Пушкина до сих пор окружена ореолом таинственности. Официальная версия — дуэль с Жоржем Дантесом из-за чести жены. Но многие историки подозревают, что за всем этим стоял сам император Николай I.

Почему? Во-первых, царь держал Пушкина при дворе в должности камер-юнкера — по сути, придворного лакея, несмотря на его возраст и положение. Эта должность была унизительной для дворянина и обязывала постоянно находиться рядом с семьёй императора — и с Натальей Гончаровой.

Во-вторых, после смерти поэта Николай I немедленно погасил все его долги, обеспечил вдову и детей пенсией и взял их под личную опеку. Так поступают не из милосердия, а из чувства вины.

Не исключено, что император действительно ухаживал за женой Пушкина, а Дантес был лишь инструментом в запутанной игре власти, ревности и политики.

Человек за легендой

Пушкин — не святой. Он был человеком: страстным, ранимым, грешным. Он совершал поступки, за которые сегодня его могли бы осудить. Но именно в этом и заключается его человечность.

Мы любим его не за то, что он идеален, а за то, что он настоящий. Его поэзия — плод не только гения, но и боли, страсти, пороков и ошибок.

И, возможно, именно поэтому спустя два столетия его слова всё ещё актуальны.

Источник: Дзен

Читайте также:

4 миллиона на ветер? Россиянин обменял Дастер на Танк 300 и оставил честный отзыв на китайский внедорожник Этот продукт в Беларуси с огнем не сыщешь: в России есть в каждом магазине Современные дети садятся в лужу: эти фразы могут продолжить только те, кто учился в советских школах
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: