Запрещенный в СССР фильм Рязанова: его сняли с проката и скрывали от зрителей 25 лет
Сегодня имя Эльдара Рязанова вызывает стойкие ассоциации с народными комедиями, цитатами из «Иронии судьбы» и уютной советской ностальгией. Но был в его карьере эпизод, когда любимец миллионов оказался в эпицентре идеологического скандала. Речь о фильме «Человек ниоткуда» — ленте, которая не вписалась в образ «счастливого советского гражданина» и на четверть века исчезла с экранов.
Рязанов на взлёте и резкий поворот
В начале 60-х Рязанов уже был признанным режиссёром. За плечами — успех «Карнавальной ночи» и «Девушки без адреса». Казалось бы, всё складывается идеально. Но когда он берётся за фильм по сценарию Леонида Зорина — всё идёт не по плану. «Человек ниоткуда» резко контрастирует с тогдашней государственной повесткой, полной восторгов по поводу космических побед и грядущего коммунизма.
В центре сюжета — Чудак, существо, так и не ставшее человеком, и геолог Поражаев — человек с неудавшейся педагогической карьерой. Ни один из героев не переживает внутренней трансформации, не становится «лучше» — и именно это вызвало у властей тревогу.
Почему фильм оказался «не оттуда»
В стране, где каждая премьера должна была подтверждать «успешность советского пути», сатирическое и местами абсурдное высказывание Рязанова выглядело чужеродно. Один только эпизод с запуском ракеты с Ленинских гор воспринимался как ирония над космическим триумфом Гагарина, который готовился к первому полёту.
Критика не заставила себя ждать. Премьерный показ в Доме кино прошёл в холодной атмосфере — публика не поняла, коллеги отнеслись настороженно, а партийные идеологи были возмущены.
Кульминацией негодования стала речь Михаила Суслова на XXII съезде КПСС. Он не только публично назвал фильм «безыдейным», но и поставил под сомнение сам факт его финансирования:
«...Под таинственным названием “Человек ниоткуда”. Однако в идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда».
После этих слов судьба картины была решена: показ запрещён, плёнки — на полку. Так фильм канул в архивы — на долгие 25 лет.
Реабилитация спустя четверть века
Лишь в 1988 году, в эпоху перестройки, фильм вернулся к зрителю. Его показали на телевидении — уже не как угрозу идеологии, а как часть культурного наследия одного из величайших режиссёров страны. Публика, впервые увидевшая картину без идеологического фильтра, смогла оценить её как актуальную и метафоричную притчу о человеке и системе.
Фильм «Человек ниоткуда» сегодня воспринимается не как провал, а как смелая попытка автора выйти за рамки допустимого и рассказать правду — пусть и аллегорически. Это напоминание о том, что даже в системе, где всё должно быть «правильно», может появиться голос, задающий неудобные вопросы.
Читайте также:«Великолепный век» терпеть не могут на Западе, а в России сериал — настоящий хит: вот почему
В "Магнитах" и "Пятерочках" нарезанный хлеб лучше обходить десятой дорогой: вот несколько серьезных причин Японцы не просто так живут до 100 лет: едят продукт, которые в России терпеть не могут