«Ма-ма мы-ла ра-му», – читала я в детстве свои первые слоги, и мне представлялась бедная семья, в чьих окнах отсутствуют стекла, и мама, пригорюнившись, трет тряпкой бесполезные пустые рамы. Родители отказывались учить меня читать. Перед ними был неудачный пример раннего обучения – мой брат. Эффективно мотивируемый ремнем, он довольно рано освоил алфавит, но так прочно укрепился в своей ненависти к чтению, что первую свою добровольную книжку прочел только на втором курсе института.
Вечера родители часто проводили за чтением. В четыре года я уже полностью освоила технологию: садилась рядом с мамой, брала газету и, замерев, сосредоточенно водила глазами слева направо по строчкам с непонятными крючками. Пройду глазами не спеша страницу донизу – принимаюсь за следующую.
С завистью я наблюдала, как с подружкой занимается ее бабушка, ежедневно по целому часу, а мои родители только отмахивались: «Еще успеешь. Пойдешь в школу – там всему и научат». Но тяга к знаниям неистребима, так что целыми днями я выспрашивала у мамы, тыча пальцем в книгу: «А это какая буква? А эта?». И именно так, по уверениям моих родителей, самостоятельно выучилась читать.
Тут-то и началась настоящая жизнь! Засыпать с книгой в обнимку, чтобы, открыв глаза, снова окунуться в миры любимых писателей: сказки всех народов мира, Карлсон и Винни-Пух, Чебурашка и Незнайка, Витя Малеев и Баранкин. Во втором классе я уже прочитала «Мастера и Маргариту» и шокировала учительницу, исписав обложки аккуратных тетрадей: «Яду мне, яду!», а потом спорила на перемене с одноклассниками, как правильно произносить новое слово: «нАгая» или «нагАя».
Сын освоил чтение уже в четыре года благодаря детской компьютерной игре. Он ловко складывал буквы в слоги, а слоги в слова, потом быстрее всех читал в первом классе, а вот с книгами не сложилось. Дедушка покупал военные книги, бабушка рекламировала «Всадника без головы», я подсовывала Кира Булычева – все тщетно. Прочитав пару страниц, сын книгу откладывал: «Всадник без головы» пестрел бесконечными описаниями прерий, советский быт булычовских детей-космонавтов был чужд, военные книги удивляли бессмысленной жестокостью. С годами интерес никак не просыпается. Я стараюсь, машу руками, дрожу голосом, рассказываю о судьбе бедного Акакия Акакиевича, о ничтожности его притязаний и несправедливости сильных мира сего, заинтригованный сын берет книгу – и опять откладывает: «Лучше ты расскажи, у тебя интереснее получается».
И мне становится не по себе – разве ребенок научится ценить время, если не прочтет «Сказку о потерянном времени», как узнает, что надо помогать слабым без «Тимура и его команды», где научится стойкости духа, если не у Робинзона Крузо?
И кажется, нетронутые книги на полке, трепетно сохраняемые бабушкой для следующих поколений, смотрят на это самое поколение с укором. А Мишка все варит бесконечную кашу, и Элли идет по дороге из желтого кирпича, и Ежик с Медвежонком протирают звезды. А мама все трет и трет устало раму без стекол.
Комментарии родителей
Руслан Брель:
— Я учился читать, на самом деле, со скрипом. Я себя оправдываю, что это неправильно меня приучали к чтению, типа: «Читай! читай! читай!». Я с 6 лет говорю всем, что «не люблю, когда меня заставляют что-то делать!». Но самое сильное воспоминание о детской книге — это «Мальчиш-кибальчиш». Причем сейчас я оцениваю это как травму для психики ребенка. Я так сильно переживал, что главного героя убили, и до дрожи в руках ненавидел всех буржуев! Я брал ножницы и разрезал те страницы, где были рисунки с плохими буржуями в высоких цилиндрах и с большими животами.
Павел Семенов:
— Старший младшим читает на ночь разные книжки, любовь к чтению поддерживать не требуется, сами настаивают. Библиотека бумажных книг обильная, как и у любого петербуржца, так что недостатка в «почитать на ночь» нет. Средний сейчас готовится к школе, уже бегло читает сказки из учебников старшего. Младший пока что только изучает буквы, но успел придумать собственный алфавит, создать самостоятельный шрифт и начал именовать разные предметы своим языком.
Больше всего веселит семью просмотр фильмов с субтитрами, когда герои уже всё на экране сказали, но дети требуют остановить кадр, так как они ещё не успели дочитать.
Михаил Ященко:
— Моя любимая книжка в детстве — сборник рассказов Носова «Фантазеры». Такая толстая книга с отличными цветными картинками. Мне ее все время читали в детстве, поэтому я знал ее почти наизусть. Я любил проговаривать диалоги за какого-нибудь персонажа во время чтения книги мамой. Часами разглядывал картинки. Я знал, что написано в каждом абзаце, но читать тогда еще не умел. Потом какие-то слова начали сами находиться в тексте — Миша, мама, каша… Так я находил все больше и больше слов и вдруг понял, что уже потихоньку читаю. Помню, как было трудно со сложными словами типа эскалатор, экскаватор. Читаешь «экс»… а затем начинаешь думать, какой дальше слог, и вдруг забываешь то, что уже прочитал, «экс-ка-ва»… и снова забыл, приходится читать его снова и снова сначала.
Галина Константинова:
— Для сына главный авторитет – папа. Сказал как-то, что в детстве любил Даниэля Дэфо, и тогда ребенок, которого сесть за книгу не заставишь, сразу стал читать роман про полковника Джека – написанный сложным языком, предложения на полстраницы, да и вообще тема взрослая. Нет, он упорно читал каждый вечер, спрашивая всякие сложные слова, типа «блудница», «преосвященство» и прочие. Одолел! Теперь надо папе шепнуть про Пушкина.
Мнение эксперта
Людмила Шапошникова, психолог:
— Еще Марк Твен говорил: «Классика – это то, что каждый хочет иметь в багаже прочитанного, но никто не хочет читать». Как видите, проблема родилась не сегодня, но в наше время на нежелание детей читать отрицательно влияет обилие детских передач, фильмов, компьютерных игр. Чтение – работа ума, а кому захочется напрягаться и пережевывать гранит науки, когда на мониторах и телеэкранах он уже предлагается разжеванный, а иногда и переработанный.
Когда в доме отключен Интернет, не работает компьютер и нет телевизора, ребенок без всякого принуждения садится за книгу. Обратите внимание: на даче, на море, на природе дети с удовольствием читают.
Очень важен пример взрослых: если вы книге предпочитаете ток-шоу, то никогда не убедите ребенка, что чтение действительно интересно.
Очень важен пример взрослых: если вы книге предпочитаете ток-шоу, то никогда не убедите ребенка, что чтение действительно интересно. Важно правильно выбрать книгу. Ну, тут родителям все карты в руки: кто же еще знает свое чадо лучше? Не зацикливайтесь на книгах своего детства, с тех пор выходила масса интересной детской литературы, которая ближе для понимания современного ребенка.
Почитайте специализированные форумы, посоветуйтесь с продавцами в книжных магазинах, загляните в библиотеку, расскажите об увлечениях ребенка, и вам подберут книги, от которых сын или дочь будут в восторге.