О том, за какие нарушения управляющие компании могут лишиться права управления домом, как обстоят дела с компаниями-должниками и какую новую общественную структуру в сфере ЖКХ хотят создать в Тамбовской области сайту "Новый Тамбов" рассказал и. о. начальника управления государственного жилищного надзора Тамбовской области Константин Савин.
Константин Николаевич, не так давно Фонд капитального ремонта отчитался об итогах своей работы за 2015 год. Как вы оцениваете эту работу? Возникали ли у вас какие-то замечания к подрядным организациям во время приемки объектов?
Разумеется, замечения с нашей стороны были, но все они носили конструктивный характер и требовали, скорее, разъяснений по отдельным вопросам. В основном, это касалось выбора кровельных материалов или установки приборов учета. Здесь приходилось привлекать дополнительных специалистов, которые проверяли, правильно ли считываются счетчики, есть ли к ним доступ. Ведь у нас очень часто общедомовые счетчики ставят в таких местах, куда потом ни специалисты УК, ни сами жильцы дома добраться не могут. Например, в подвале или на чердаке, который, как потом выясняется, является собственностью одного из жителей. Возникают конфликтные ситуации. Разумеется, такого быть не должны.
А есть ли способ снять подобные вопросы еще на стадии сдачи объекта?
Одной из самых действенных и своевременных мер могло бы стать участие в приемке объекта эксплуатирующей организации. Сейчас такой практики нет. Но я абсолютно уверен, что подпись директора и главного инженера УК или ТСЖ обязательно должны стоять в акте приемки дома, ведь именно им обслуживать этот дом. Кстати, не так давно мы вышли с подобной инициативой к нашим законотворцам и, думаю, что этот вопрос будет решен положительно.
А как сейчас обстоят дела с управляющими компаниями-должниками, истории которых были на слуху в конце всего минувшего года. Я имею в виду «Доверие», «Контраст», «Содружество-С»?
На сегодня прошли суды, в ходе которых было вынесено решение о привлечении к административной ответственности руководителей управляющих компаний, всем им назначен штраф в размере 50 тыс. рублей. При этом следственные мероприятия продолжаются. Сейчас важно понять — куда все-таки делись те самые деньги жителей, которые УК должны были перевести ресурсопоставщикам. Это вопрос очень серьезный. Мы хоть и надзорный орган, но не имеем цели «задушить» УК штрафами или какими-то другими санкциями. Задача жилищного надзора – пресечь нарушение закона, поскольку все эти штрафы так или иначе ложатся на плечи жителей. Руководители УК, в свою очередь, должны, наконец-таки, понять, что контроль за их работой очень жёсткий и никаких послаблений ждать не стоит. Дальше будет еще хуже. Нужно просто начинать честно и качественно работать. Сегодня ведь буквально за пару нарушений можно обанкротиться и бизнеса лишиться. Штрафы для УК громадные — от 50 до 250 тысяч рублей. Но, увы, не все это понимают, поэтому и возникают такие истории с «Доверием», «Контрастом» и другими.
А за какие такие нарушения УК могут лишить права управлять многоквартирным домом? Глава Минстроя Михаил Мень ранее заявлял, что управляющая компания лишится дома, даже если в нем, например, дважды были не вымыты полы. Так ли это?
Да, это правда. Госжилнадзор сможет лишить УК права управления домом после двух наказаний за неисполнение предписаний в течение года. После потери 15% площадей домов, находящихся в управлении, лицензию аннулируют по решению суда. Но жалоба жалобе — рознь. И, если смотреть в целом по стране, то такая практика, насколько я знаю, еще нигде не применялась.
А право вето у жителей остается?
Да, разумеется. В течение двух месяцев они смогут на общем собрании определить, нужна ли им эта управляющая компания. Если большинство выскажется «за», дом из реестра исключать не будут.
А как вы оцениваете интернет-ресурсы управляющих компаний, которые изначально были призваны обеспечить так называемый стандарт раскрытия информации. Ведь даже беглый анализ этих сайтов говорит о том, что информация на многих из них либо уже давно устарела, либо ее просто нет в том объеме, в котором она должна быть. У одних на сайте нет информации по новым тарифам, у других — договоров на управление дома, у третьих — договоров с ресурсопоставщиками и так далее.
Очень своевременный вопрос, поскольку буквально на минувшей неделе нами было отправлено письмо в прокуратуру, в котором просим провести внеплановую проверку сайтов управляющих компаний на стандарт раскрытия информации. Ко многим ресурсам УК, действительно, есть вопросы. Наша задача — унифицировать их все, они должны быть читабельны и, главное, отвечать на вопросы населения. Чтобы каждый житель мог зайти на сайт своей УК и найти свой договор управления домом, договор с обслуживающими организациями, посмотреть отчет по управлению домом за истекший год и так далее.
Константин Николаевич, в конце прошлого года Минстрой выступил с предложением создать Всероссийскую ассоциацию председателей Советов многоквартирных домов. Предполагалось, что региональные объединения начнут создаваться уже в текущем году. В Тамбове уже обсуждался этот вопрос? И если да, то что из себя будет представлять этот новый орган?
Да, это тема уже поднималась и у нас в Тамбове. Мы решили, что начнем с того, что в феврале переформатируем областной Общественный совет по ЖКХ. По новому законодательству, как известно, его членами не могут быть представители власти. Он будет намного меньше обычного и у него появится коллегиальный орган, состоящий примерно из восьми-девяти человек. Каждый из них будет отвечать за свое направление деятельности. При этом нам бы очень хотелось, чтобы совет построил свою работу не только на выявлении проблем, но и на предложениях по их решению. Именно поэтому в совет, в первую очередь, должны быть включены те домкомы, председатели домов или ТСЖ, которые имеют опыт успешного ведения хозяйственной деятельности своих домов, понимающие проблемы ЖКХ. В Тамбове и области есть такие люди и их не мало.
Спасибо за интервью.