Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) обратилась с предложением в Минобрнауки ввести в школах новый предмет «Основы информационной безопасности». В РАЭК считают, что школьников нужно учить, как правильно размещать информацию в соцсетях, противостоять троллингу и сетевой травле, а также избегать кражи денег с кредитных карт родителей.
Сопредседатель РАЭК Илья Сачков рассказал «Ъ» о том, что ассоциация направила в Минобрнауки письмо с предложением ввести в школьный курс предмет «Основы информационной безопасности».
«Если мы говорим об учениках пятых-шестых классов, то им нужно рассказывать про простые угрозы, с которыми они могут столкнуться ежедневно, – рассказал господин Сачков. – К примеру, если ребенок играет в сети, то у него могут украсть логин и пароль. Ежедневно дети сталкиваются с интернет-троллингом, поэтому нужно объяснять, что нужно делать при сетевой травле. Необходимо объяснять основы сетевой гигиены. Ведь можно запостить неудачную фотографию в соцсетях, которая затем разойдется в интернете, а ребенок в результате не сможет учиться в школе».
К 10-11-му классу, по мнению Ильи Сачкова, курс можно расширить: изучать технологии, как попадают вирусы в компьютер и как от них защититься.
Новый предмет, считают в РАЭК, потенциально может защитить не только детей, но и родителей. По данным ассоциации, сегодня более 80% детей и подростков выходят в сеть ежедневно, при этом лишь 19% из них пользуются интернетом под присмотром взрослых. В результате посещения непроверенных сайтов списываются деньги с кредитных карт, крадется личная информация. Эта же угроза возникает, когда школьники подписываются на различные обновления и приложения, которые «могут передавать важные сведения злоумышленникам». За минувший год, по оценкам РАЭК, общий ущерб, нанесенный компьютерными мошенниками школьникам и их родителям, превысил 100 млн руб. (речь идет об ущербе, который был нанесен семьям, где компьютерами пользовались дети). В 2014 году уровень киберугроз вырос практически вдвое и продолжает расти, говорят в ассоциации.
Господин Сачков говорит, что идея такого предмета позаимствована за рубежом: «Еще в 2006 году я видел, как шестилетних детей в США учат, как правильно вести себя в сети, что было для меня полной неожиданностью».
За последнее время в Минобрнауки регулярно обращаются разные организации с предложением добавить новые предметы в школьный курс или расширить существующие. К примеру, в начале февраля РПЦ направила письмо министру образования Дмитрию Ливанова с просьбой ввести в школах курс «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся вторых-девятых классов (сейчас его изучают только в четвертом классе). Эксперты уже опасаются, что нововведение может привести к росту религиозных конфликтов в школах.
В Минобрнауки письмо из РАЭК пока не получали, но пообещали рассмотреть предложения ассоциации. При этом в ведомстве отметили, что правила интернет-безопасности сегодня уже отражены в школьной программе – в примерных программах по ОБЖ и информационным технологиям.
«Вопросы безопасности в сети Интернет с учетом ее развития как канала коммуникации и повышения популярности среди учащихся действительно актуальны», – отметили в пресс-службе ведомства.