Сегодня научно-техническим творчеством занимается только 5% российских школьников. Это средняя цифра, есть регионы, где показатель ниже — до 2%. В то время как в кружках художественной направленности занимается почти каждый третий ученик, а в спортивные секции ходят 28% детей. Эти цифры озвучил директор департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки Александр Страдзе на круглом столе в Госдуме, где обсуждалось, как развивать техническое направление в сфере допобразования.
Для того, чтобы подготовить хорошего инженера надо не менее 10 лет. Плюс занятия техническим творчеством во время учебы в школе. Только вот кружков моделирования, робототехники, станций юных техников в системе допобразования очень мало. Почему? Не хватает денег на оборудование, покупку деталей, материалов, нет квалифицированных руководителей кружков, не развито сетевое взаимодействие между школами, предприятиями и вузами, нет единой площадки, (в том числе и в интернете) для общения тех, кто занят техническим творчеством, мало специализированных изданий и интернет-ресурсов для поддержки интереса к научно-техническому творчеству.
Как рассказали представители Росстата, нет даже четкого представления, сколько именно детей занимается в таких кружках, а потому не ясно, кому и сколько средств надо выделять на финансирование по новым правилам. Дома и дворцы творчества, в том числе научно-технического, станции юных техников, подчиняются разных ведомствам — Минобрнауки, Минкультуры и Минспорту. И статистика у каждого своя. Сопоставить данные не могут даже в Росстате. Поэтому все три министерства обязали подавать документы по допобразованию в едином виде. К февралю 2016 года у статистиков будет полная картина — сколько именно детей в стране танцуют, поют, а сколько посещают кружки робототехники.
Многие корпорации и компании готовы сегодня вкладываться в создание научно-технических клубов и кружков. Но не понимают, как это сделать, — считает заместитель председателя комитета по образования Госдумы Ирина Мануйлова.
По мнению многих экспертов, для того, чтобы частный бизнес поддержал техническое творчество детей, надо не так уж и много. Например, максимально упростить лицензирования для домов и дворцов творчества. Должны исчезнуть излишние требования. По правилам, например, учреждение допобразования должно организовывать питание детей и иметь медкабинет. Но так ли уж все это надо, если дети приходят в кружок на час-полтора? Нужны и финансовые меры — субсидии на компенсацию части процентов по кредитам для частного бизнеса, который готов ивестировать в поддержку детского технического творчества. К примеру, 50 млн рублей, которые могло бы выделить государство на субсидии, позволит привлечь 500 млн рублей от частного бизнеса.
Должно продолжаться строительство технопарков. К 2018 году они будут в шести регионах. Есть и другие способы привлечь детей к естественно-научным кружкам — гранты, адресная поддержка лучших педагогов и ученических проектов, пополнение портфолио для поступления в вузы данными о достижениях ученика в этой сфере и даже появление научных званий для детей. А что, есть ведь у нас кандидаты и мастера спорта? Могут быть похожие звания и в научно-технической области.