Довели до крайности
- 1 апреля 2018
- administrator
[caption id="attachment_38506" align="alignnone" width="1200"]
Аграрный техникум в Чакино[/caption]
Чакинский аграрный техникум напоминает замок. Говорят, что такой же есть только в Лионе и Ростовской области. Во дворе установлен мемориал, посвященный павшим воинам в Великой Отечественной войне. Над центральной дверью надпись: «С днем Победы!». На территории оборудованы скамейки. Присесть получится не на каждую: в некоторых не хватает досок. Около учебного корпуса проложены тротуары. Но снег не чистится, и сейчас они незаметны.
В 2018 году управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области техникум включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия.
Журналистов из Тамбова приветствует бывший директор техникума Тамара Завражина. Она спрашивает у меня:
- С чего вдруг вы решили приехать к нам, в чем будет смысл вашей писанины?
- Приехали по просьбе местных жителей, которые переживают, что техникум окончательно развалится. Попробуем привлечь внимание к проблеме, - объясняю я.
- Привлечь? Хооо! Привлекать нужно было, когда конец подходил ему, а сейчас вы уже никого не привлечете, поздно! Уже все развалилось! Нет никакого смысла об этом писать.
- Мы бы хотели посмотреть, как живут люди в среднестатистическом поселке, - подхватывает беседу мой коллега из Тамбовского VLOG'а Александр Смолеев.
- А! Вот это правильно, очень хорошо! Поселок находится на грани вымирания. Здесь живут только одни пожилые люди, - отвечает наша собеседница.
[caption id="attachment_38502" align="alignnone" width="1200"]
Техникум в Чакино[/caption]
Неподалеку виднеются красные кирпичные здания. В них с момента открытия учебного заведения селили семьи преподавателей.
- Я живу в двухэтажном доме, и у нас восемь квартир. Из них три совершенно пустые. Кто-то уже уехал, кто-то умер. Я - самая молодая в нашем доме. Мне 68 лет. Всем остальным 75, 79, 80. Моей маме 90. Никто не рождается. Молодежь уезжает, потому что нет рабочих мест. Техникум был градообразующим.
[caption id="attachment_38503" align="alignnone" width="1200"]
Техникум в Чакино[/caption]
Закрыли техникум – умирает поселок
Тамара Завражина вспоминает, что при ней учебные корпуса и инфраструктура давали около 100 постоянных и временных рабочих мест. Привлекались различные специалисты: преподаватели, лаборанты и другие. Работала бухгалтерия. В холодное время нанимали котельщиков, а летом - работников убирать территорию. Также люди трудились в подсобном хозяйстве. - Сейчас техникум закрыли. И все. На территории поселка три фермерских хозяйства растениеводческого направления. Мужики хорошие во главе, замечательные. Но они заинтересованы, чтобы у них как можно меньше было рабочей силы. Почему? Зачем лишние деньги платить? Там уже работники постоянные. Текучки кадров нет, новых на предприятие не принимают. Вся молодежь разъехалась, – рассказывает бывший директор. Во внутреннем дворе корпуса живут совы. Теперь территория техникума - их владения. Я захожу к ним в гости по глубокому нетронутому снегу. Встревоженные, они кружат в ярком свете дня. [caption id="attachment_38510" align="alignnone" width="1200"]
Совы[/caption]
Но вот тяжелые ночные птицы находят укрытие, и я теряю их из виду.
- Наше село и этот техникум пришли к упадку, потому что учеников здесь было совсем мало, - поясняет нам Тамара Завражина. - После окончания учебного заведения никто из ребят не устраивался. Руководители сельскохозяйственных предприятий почему-то не были заинтересованы в этих специалистах.
[caption id="attachment_38507" align="alignnone" width="1200"]
Руины[/caption]
Тамара Завражина родилась в поселке Чакино. Высшее образование она получала в Тамбове. Закончив химико-биологический факультет Державинского университета, молодой специалист 3,5 года отрабатывала диплом по распределению, а потом вернулась на малую родину. Советская власть обеспечивала рынок рабочих мест. Руководители всей области приглашали тркдоустраиваться.
- Когда я только начинала работать, Чакинский аграрный техникум называли «кузницей кадров для сельхозпроизводства Тамбовщины».
О падении потолка
Однажды, когда Тамара Завражина еще работала директором, в двух кабинетах на третьем этаже обрушился потолок. Упал он ночью. Страшно представить, что было бы, если бы это случилось в учебное время. Здание старинное, и перекрытия деревянные. Балки сгнили. На их замену не выделялось средств. Пострадавшие кабинеты отремонтировали.
Основной причиной, почему студенчество покинуло эти места, бывший директор называет слияние учебных заведений.
- Техникум ведь не закрыли, а попросту соединили с учебными заведениями Сампура и Селезнями. Конечно, надо было оставить часть студентов здесь. Но начальство в области посчитало, что это нерентабельно.
Тамара Завражина считает, что ремонтировать здание уже нет смысла, легче поставить новое.
- Здание возводилось с 1912 года по указу Николая II. Здесь недалеко специально для этого был построен кирпичный завод. Вы поглядите – кладка! Невозможно, как мощно выглядит, изумительно выглядит! А там внутри минимальная площадь аудитории 60 квадратных метров. Высокие потолки четыре с лишним метра. Фундаментально! Но сейчас там все осыпалось, потому что здание уже долгое время не отапливается.
«Карась рыба», или в поисках потерянного смысла
Разваленная котельная недалеко. Вдоль дороги протянулись ее стены. Проходы завалены кирпичами. Вместо потолка здесь небо.
- А вон там столовая? Ее-то почему решили разобрать? – показываю я на отдельно стоящие руины.
- Дело в том, что когда происходит процесс списания всех зданий, то их обязательно нужно ликвидировать, чтобы никому ничего не досталось! Предметы, изделия, все. Вот котельная, туалет, столовая - все разрушают.
Пятиэтажное здание общежития пока стоит. Сторожа техникума и местные жители за ним присматривают.
[caption id="attachment_38511" align="alignnone" width="1200"]
Общежитие[/caption]
А рядом, отсюда не видно, дендрарий, своеобразная природная лаборатория, в котором собраны растения со всей Тамбовской области. Когда-то за ними ухаживали, и даже курам, вольным сельским птицам, не разрешали туда заходить.
Церкви своей на селе нет, и, чтобы проводить службы, люди приходят в храм науки, сбоку техникума отдельный вход. Но сейчас и тут закрыто. Величественный купол венчает спутниковая тарелка оператора сотовой связи.
От техникума рукой подать до клуба. От культуры на селе отваливается штукатурка и краска, а колонны украшает выцарапанное неведомой рукой незамысловатое выражение «Карась рыба».
Заходим в техникум
Внутри техникума отапливается только один кабинет – в нем сидят сторожа. На стенде-ковре висят плакаты Владимира Ленина, Дмитрия Медведева, тут же «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, а рядом образ загадочно улыбающейся Лизы Джокондо итальянского художника Леонардо да Винчи.
Мы спрашиваем сторожа о том, что ждет Чакино-2.
- Если б не учебное заведение, то б делали игровую зону, и пусть тут казино откроют. Зацвел бы этот поселок изумительно бы! – предлагает сторож.
- Молодежь-то хоть осталась?
- Да вот тут под лампочкой (она, правда, две недели как не горит), но тусуются.
- Пиво пьют, да?
- Ну а что им еще делать, курят да пивко пьют.
Я в изумлении слушаю, смотрю на голову то ли рыбины, то ли чудовища с раззявленной пастью, прикрепленную к стене.
В коридорах шелушатся стены. Высохшие растения сидят в захламленных кадках. В кабинете - облупившаяся мебель, груда растрепанных пожелтевших книг, газет.
Библиотека удивительная – просторная. На полу горой свалена художественная литература, учебники. Можно отыскать учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса. На досках портреты писателей и Владимира Ленина. По словам сторожа, их вырезал приезжий художник. А внизу под изображением вождя пролетариата портрет Иоанна Крестителя с картины русского живописца Александра Иванова «Явление Христа народу».
[caption id="attachment_38517" align="alignnone" width="1200"]
Библиотека[/caption]
Спортивный зал занимает второй и третий этажи, соответственно, балки ненадежны. А когда-то ребята здесь занимались спортом, справляли праздники. Наряжали новогоднюю елку. Спортивный зал выполнял функцию актового.
[caption id="attachment_38518" align="alignnone" width="800"]
Актовый зал[/caption]
Поднимаемся на пролет выше. Наш проводник сообщает, что обвалившиеся кабинеты закрыты. Наверху находится питьевой бак. До сих пор вода наполняет его и расходится по домам. В разрушенном кабинете лежит мертвая ласточка. Залететь – залетела, а вылететь не смогла.
Отправляемся на Чакинскую селекционную опытную станцию. На улице нас облаивает собака, оставленная без привязи охранять дорогу к Владимиру Ленину. Но она стремительно ретируется, получив отпор.
Памятник правителя смотрит в будущее, а будущее – это руины.
В здании станции тоже повсюду cоветская символика. В живых цветах, выставке селекционных достижений, директоре, отказавшемся нас принять из-за несделанных отчетов, научной библиотеке и работающем производстве еще теплится сельская жизнь. Пока теплится...
Надежда Шурховецкая