Николай Неврёв. «Торг. Сцена из крепостного быта». 1866 г.

Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев — пять сотен рублей. 500 рублей — цена русского крепостного в первой половине 19 в. Продавец девки — европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.

Николай Неврёв. "Торг. Сцена из крепостного быта"
Николай Неврёв. «Торг. Сцена из крепостного быта»

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 г.

Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело! Суть картины — приверженность русского народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно сильнее. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!

Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе"
Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе»

Николай Неврёв. «Прододиакон, провозглающий на купеческих именинах долголетие». 1866 г.

Купцы , в массе своей вчерашние крестьяне, гуляют. Поп развлекает пьяных гостей. Судя по всему, батюшка тоже уже накатил. Кстати, прикольные штаны у мужика слева (с бутылкой), черкизон отдыхает.

Николай Неврёв. "Прододиакон, провозглающий на купеческих именинах долголетие"
Николай Неврёв. «Прододиакон, провозглающий на купеческих именинах долголетие»

Григорий Мясоедов. «Земство обедает». 1872 г.

Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление — земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями — пропасть. Поэтому — обеденный апартеид. Господа — в доме, с официантами, крестьяне — под дверью.

Григорий Мясоедов. "Земство обедает"
Григорий Мясоедов. «Земство обедает»

Федор Васильев. «Деревня».1869 г.

1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.

Федор Васильев. "Деревня".
Федор Васильев. «Деревня».

Ян Хендрик Верхайен. «Голландская деревня с фигурами людей». 1-я пол. 19 века.

Ну это так, для сравнения :)

Ян Хендрик Верхайен. "Голландская деревня с фигурами людей"
Ян Хендрик Верхайен. «Голландская деревня с фигурами людей»

Алексей Корзухин. «Возвращение из города». 1870 г.

Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец — связку баранок. Правда, в семье много детей — только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.

Алексей Корзухин. "Возвращение из города"
Алексей Корзухин. «Возвращение из города»

Сергей Коровин. «На миру».1893 г.

Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение — кулаки. На сельском сходе — какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.

Сергей Коровин. "На миру"
Сергей Коровин. «На миру»

Василий Максимов. «Аукцион за недоимки».1881-82 гг.

Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи. Александр II «Освободитель» на самом деле освободил крестьян за деньги — они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений , пока были крепостными. Но когда стали свободными — их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.

Василий Максимов. "Аукцион за недоимки".1881-82 гг.
Василий Максимов. «Аукцион за недоимки».1881-82 гг.

Владимир Маковский. «На бульваре». 1886-1887 г.

В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге — не интересна даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой — все по фиг.

Владимир Маковский. "На бульваре". 1886-1887 г.
Владимир Маковский. «На бульваре». 1886-1887 г.

Владимир Маковский. «Свидание». 1883 г.

В деревне нищета. Пацана отдали «в люди». Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.

Владимир Маковский. "Свидание". 1883 г
Владимир Маковский. «Свидание». 1883 г

И еще Владимир Маковский. «Крах банка». 1881 г.

Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.

 И еще Владимир Маковский. "Крах банка". 1881 г.

И еще Владимир Маковский. «Крах банка». 1881 г.

Павел Федотов. «Свежий кавалер». 1846 г.

Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро , одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией. Федотов был мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не на машинах, а в головах.

 Павел Федотов. "Свежий кавалер". 1846 г.

Павел Федотов. «Свежий кавалер». 1846 г.

Еще Павел Федотов. «Завтрак аристократа».1849-1850.

Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли по стране, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат — бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в «Вишневом саде» имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских — безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.

"Завтрак аристократа".1849-1850.
«Завтрак аристократа».1849-1850.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-1883 гг.

На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним — икону, потом идут лучшие люди — чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам — охрана (на лошадях), дальше — простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.

 Илья Репин. "Крестный ход в Курской губернии". 1880-1883 гг.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-1883 гг.

Николай Пимоменко. «Жертва фанатизма». 1899 г.

На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним — обеспокоенная общественность с дубинами.

 Николай Пимоменко. "Жертва фанатизма". 1899 г.

Николай Пимоменко. «Жертва фанатизма». 1899 г.

Николай Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского». 1895 г.

Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться — есть. Учитель — в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек — Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г. уровень грамотности в России был всего 21%.

Николай Богданов-Бельский. "Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского". 1895 г.
Николай Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского». 1895 г.

Василий Верещагин. «Опиумоеды». 1868 г.

Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели участники походов предков нынешних гастарбайтеров — об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота…

 Василий Верещагин. "Опиумоеды". 1868 г
Василий Верещагин. «Опиумоеды». 1868 г

Ян Матейко. «Закованная Польша». 1863 г.

По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов — 44% . Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю — вылитый Дзержинский.

"Закованная Польша". 1863 г.
«Закованная Польша». 1863 г.

Петр Белоусов. «Мы пойдем другим путем!».1951 г.

Ну и наконец главное событие в истории России 19 в. 22 апреля 1870 г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его, народоволец, попробовал себя , было, в сфере индивидуального террора — готовил покушения на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде сказал матери: «Мы пойдем другим путем!». И пошли.

Петр Белоусов. "Мы пойдем другим путем!".1951 г.
Петр Белоусов. «Мы пойдем другим путем!».1951 г.

И пришли… Василий Шульженко.»Сквер». 1991 г. Опухший Ильич — в центре композиции.

Василий Шульженко."Сквер". 1991 г.
Василий Шульженко.»Сквер». 1991 г.
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии: 2


  • на картине Н. Неврёва «прикольный мужик в шатанах от «черкизона» вполне прилично одет по тамошней «аглицкой» моде. На картине Ф. Васильева «Деревня» изображена деревня Тамбовской губернии, когда Федор Александрович гостил ныне в Знаменском районе. Кстати по этим же мотивам написан и «Мокрый луг»

Comments are closed.

Короткие новости