Progorod logo

Случай в России: Беспилотный автомобиль попадает в аварию, за рулем никого - кто ответит за нарушение правил?

19:23 13 декабряВозрастное ограничение16+
Фото newtambov.ru

Практически ежедневно на российских дорогах появляются автомобили, способные двигаться без участия человека. Подобные эпизоды, как забавные, так и потенциально опасные, поднимают серьёзный вопрос: кто несет ответственность, если такая машина нарушит правила или станет участником аварии? В правовом поле России на этот счёт пока зияет пробел, но работа по его устранению уже ведётся на государственном уровне.

Авария без виновника: к чему приводит правовой вакуум

Случай, произошедший в Татарстане, красноречиво иллюстрирует проблему. Инспекторы ГИБДД остановили автомобиль, в салоне которого находились люди, но на водительском месте никого не было. Молодые люди утверждали, что машина двигалась на автопилоте, запущенном с телефона. Поскольку в действующем законодательстве нет понятия «оператор автопилота», а факта управления в классическом понимании установить не удалось, полиция смогла привлечь пассажиров лишь к ответственности за непристегнутые ремни.

Проблема в том, что российское законодательство до сих пор оперирует понятием «водитель» — физическое лицо, управляющее транспортом. Беспилотник этот принцип ломает: либо водителя нет вообще, либо его роль сводится к контролю. Это ставит в тупик не только российских инспекторов. В американском Сан-Бруно полиция остановила беспилотник Waymo за нарушение, но не смогла никого оштрафовать, заявив: «В наших штрафных книжках нет графы "робот"».

Будущее регулирования: закон, который распределит ответственность

Осознавая, что отсутствие чётких правил сдерживает развитие технологий, российские власти активно готовят нормативную базу. Минтранс разработал проект федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» (ВАТС), который впервые установит правила игры для всех участников рынка. Ожидается, что документ будет внесен в Правительство в I квартале 2026 года, а его принятие может состояться в 2026-2027 гг.

Ключевое нововведение законопроекта — распределение ответственности в зависимости от причины аварии:

Производитель будет отвечать, если ДТП произошло из-за нарушения ПДД самим беспилотником (ошибка в алгоритме или сенсоре). Владелец понесёт наказание, если нарушил правила эксплуатации или внёс несанкционированные изменения в конструкцию. Сервисный центр будет виновен, если авария случилась из-за некачественного ремонта или невыполнения обязательных обновлений программного обеспечения. Оператор дистанционной поддержки ответит за неисполнение своих обязанностей.По мнению экспертов, такая система выглядит справедливой, так как учитывает степень влияния каждого участника процесса на безопасность. Закон станет первым в мире федеральным правовым актом, комплексно регулирующим данную сферу.

Пока действует эксперимент

До принятия постоянного закона в России действует экспериментальный правовой режим, который уже продлён до 2028 года. Он позволяет тестировать беспилотные грузовики на трассах (вроде М-11 «Нева») и такси в городах (например, в Москве). В рамках эксперимента беспилотные автомобили должны быть специально маркированы, а в случае сбоя — уметь выполнять «маневр минимального риска» для предотвращения ДТП.

Глобальный контекст и первые жертвы

Россия в своих разработках не одинока. В США, где испытания ведутся давно, в 2018 году зафиксирован первый смертельный случай с участием беспилотного автомобиля Uber. А компания Tesla в 2025 году стала фигурантом расследования из-за сокрытия данных о тысячах аварий с её автомобилями в беспилотном режиме. Эти инциденты обнажают общую для всего мира проблему: технологии часто опережают законотворчество.

Таким образом, история с автомобилем без водителя в Татарстане — это не просто курьёзный случай, а сигнал о необходимости скорейшего правового регулирования. Принятие закона о ВАТС станет важным шагом, который определит правила для производителей, владельцев и пользователей беспилотников, обеспечив безопасность на дорогах в новой технологической реальности.

Источник: Российская газета

Читайте также:

5 парковочных "ловушек", из-за незнания которых водителям приходят штрафы от ГИБДД - советы автоюриста Инспектор ГИБДД останавливает и задает вопрос: "Почему нарушаем?" - вот как правильно ответить водителю Верховный суд принял сторону водителей: за отказ в ремонте страховые компании заплатят огромный штраф - важно знать каждому
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: