Тамбов прощается с троллейбусами: город переходит на автобусы
Прощай, «рогатый»: конец эпохи тамбовского троллейбуса
Через несколько недель в Тамбове прекратится движение троллейбусов, которые почти 70 лет были частью городского пейзажа. Власти объясняют это решение крайним износом контактной сети и экономической нецелесообразностью дальнейшего содержания электротранспорта.
Мэр города Максим Косенков заявил, что для полной замены инфраструктуры потребуется около миллиарда рублей — пятая часть собственных доходов муниципального бюджета. Сейчас на двух оставшихся маршрутах работают всего четыре троллейбуса, а на их обслуживание уходит 10% доходов «Тамбовгортранса».
«Мы стояли перед выбором: сохранить четыре троллейбуса или выпустить на линии 30 автобусов, которые сейчас простаивают», — пояснил градоначальник.
Он пообещал, что история троллейбуса в городе не заканчивается, и при появлении ресурсов и федеральной поддержки электротранспорт может вернуться на улицы Тамбова.
Фото: Александр Олейников
Экономия от закрытия троллейбусного движения позволит увеличить количество рейсов на дефицитных маршрутах. На сэкономленные средства планируется закупить новые автобусы российского производства на газомоторном топливе.
Однако это решение вызвало неоднозначную реакцию у жителей и депутатов. Депутат гордумы Артем Александров считает, что троллейбусное движение сворачивали целенаправленно много лет, передавая прибыльные маршруты частным перевозчикам.
«Городу оставили издержки и изношенную инфраструктуру, а пассажирам — растущие тарифы», — заявил он.
Фото: Ааре Оландер / ул. Советская. Фото 8 апреля 1994 г
Власти Тамбова окончательно закрыли троллейбусное движение
Александров напомнил, что Минтранс России ранее призывал регионы не избавляться от систем электротранспорта до разработки механизмов федеральной поддержки. Он предложил альтернативное решение — закупить троллейбусы с увеличенным автономным ходом, которые могут преодолевать сложные участки без подключения к контактной сети.
Ситуацию осложняет уголовное дело о халатности при обеспечении транспортной инфраструктуры, которое расследуется по поручению главы СК Александра Бастрыкина. Экспертиза подтвердила крайний износ контактной сети, но защитники троллейбуса считают, что власти допустили доведение инфраструктуры до плачевного состояния.
Многие горожане с грустью прощаются с «рогатыми», которые стали символом города. Они вспоминают плавный ход и тихий гул электродвигателей, которые отличали троллейбусы от шумных автобусов. Некоторые скептически относятся к обещаниям властей вернуть электротранспорт в будущем, напоминая о невыполненной программе обновления городского электротранспорта, разработанной в 2024 году.
Пока чиновники ищут ресурсы и госпрограммы для возрождения электротранспорта, последний тамбовский троллейбус уходит в депо на неопределенный срок. Город стоит на пороге транспортной реформы, которая, как обещают власти, улучшит ситуацию с перевозками, но безвозвратно изменит привычный облик Тамбова.
Первые троллейбусы на улицах Тамбова, ул. Советская. Фото 1955 г.
Тамбовский троллейбус не дожил пяти дней до 70-летнего юбилея
31 октября 2025 года стало последним днём работы троллейбусной системы в Тамбове. О закрытии сообщил глава городской администрации Максим Косенков в прямом эфире. Он объяснил, что содержание оставшихся маршрутов №3 и №5 со всей инфраструктурой слишком дорого обходится городскому бюджету.
Чиновник пообещал, что сэкономленные средства позволят муниципальному предприятию выводить на линии больше автобусов. Косенков добавил, что троллейбус могут возродить в будущем, если на это появятся деньги. Однако «рогатых», скорее всего, отправят в металлолом, а контактные сети постепенно придут в негодность.
История тамбовского троллейбуса началась 5 ноября 1955 года. До 70-летнего юбилея он не дожил всего несколько дней. Это решение вызвало бурную реакцию жителей в социальных сетях.
Фото: Автор неизвестен / ул. Интернациональная. Фото июня 1997 г.
«Загубили наследие»: тамбовчане возмущены закрытием троллейбусного движения
«Видимо, большего вреда для города за всё время постсоветское, сколько принёс Косенков за пять последних лет, видимо, никто не мог..... Надеюсь, в конечном счёте он получит заслуженную "награду"», — пишет один из пользователей.
«Во всех прогрессивных городах троллейбусное движение возрождают, а у нас загубили», — отмечает жительница.
Многие разделяют мнение, что троллейбусную систему разваливали целенаправленно.
«Троллейбус в Тамбове разваливали давно и долго, и самое обидное, что в Пензе и в других городах закупили новые современные троллейбусы с автономным ходом», — горечью отмечает тамбовчанин.
Некоторые пользователи подвергают сомнению математику властей: «Самое смешное в том, что троллейбусы и составляют 10% выпуска муниципального предприятия, логично, что на их содержание уходит 10% доходов. Как они собираются поднять 30 автобусов из Москвы за счет 4 троллейбусов?»
«Основная проблема в том, что общественный транспорт коммерческий! Он должен быть только муниципальный! Крупные города к этому вернулись! Мск, Спб, Казань — транспорт весь государственный!», — думает горожанин.
Многие вспоминают, что ещё в 2010 году, когда в парке было 50-70 новых троллейбусов, можно было развивать систему:
«Надо было протянуть линии на Чичерина и Магистральную и убрать 1 автобус, заменив его троллейбусами, и работали бы они в прибыль!» — уверена жительница.
«Новые троллейбусы закупить — нерентабельно, новые автобусы закупить — денег нет, коммерческие не закупят — денег жалко. Уличные фонари еще надо отключить, а то убыточно для города. Зато на премии по 100 тысяч на нос сразу деньги находятся», — отметил житель.
Ранее мы сообщали, что в Тамбове может прекратиться троллейбусное движение