Уволившийся из РЖД проводник решился на откровения: беспредел в поездах, тайные заработки и забытые пассажиры
Неприглядная правда за закрытыми дверями поезда: откровения бывшего проводника
Работа проводника в поездах дальнего следования многим кажется романтичной: бескрайние просторы за окном, новые города, знакомства с разными людьми. Но реальность, как выясняется, далека от этих представлений. Бывший проводник Ион, работавший на маршруте Москва – Новый Уренгой, раскрыл неприглядные детали профессии, о которых пассажиры даже не догадываются.
Вышел за пивом и не вернулся
Ожидание и реальность в работе проводника различаются кардинально. Вместо трехмесячного обучения – неделя поверхностных инструкций, а вместо путешествий – изнурительный труд. Короткие стоянки на станциях – не время для отдыха, а гонка: собрать грязное белье, помыть вагон, отчитаться за чай и кофе. Домой проводники возвращаются раз в месяц, если повезет.
Пассажиры бывают разные. Одни – вежливые, другие – агрессивные. "Один мужчина набросился на проводницу из-за того, что она принесла зеленый чай вместо черного", – рассказывает Ион. А если в вагоне кого-то обворуют, винят проводника: "Я что, сторож? Должен следить за каждым ноутбуком?"
Но самое опасное – пассажиры, которые не успевают вернуться в поезд. "Человек говорит: "Схожу за сигаретами", а потом бежит за поездом с авоськами", – вспоминает бывший проводник. Если родственники дергают стоп-кран, состав резко тормозит, и люди падают с полок.
Вагон-ресторан – отдельное государство
Питание в поезде – отдельная история. В вагоне-ресторане цены завышены: "Пюре с котлетой – 800 рублей". Пассажиры ищут альтернативу – покупают еду у бабушек на перроне, хотя санитарные условия сомнительные. А проводники тем временем продают свой "ассортимент": водку дешевле, чем в ресторане, чай, кофе и даже лотерейные билеты.
"Купил билет – кури сколько хочешь", – так проводники "договаривались" с пассажирами. Если правоохранители замечали курящего, те отвечали: "Ему можно, он заплатил".
Но самое шокирующее – условия в вагоне-ресторане. "Те, кто убирает туалеты, теми же руками готовят еду", – признается Ион. А хозяйки вагонов, кажущиеся добродушными, жестко контролируют выручку, не гнушаясь обсчетом.
Штрафы, "зайцы" и "матрешкин поезд"
Зарплата проводника – около 30 тысяч рублей, но штрафы могут "съесть" весь доход. "За дерганье стоп-крана требуют объяснительную, а потом решают – штрафовать или нет", – говорит Ион.
Неофициальные заработки – еще одна сторона работы. "Одна станция – тысяча рублей", – такова такса за провоз "зайцев". Бывало, в купе сажали по 3-4 человека. Перевозили и запрещенные грузы – рыбу, икру, хотя формально это запрещено.
Поезд Москва – Новый Уренгой в шутку называли "матрешкиным". Некоторые проводницы не стеснялись подрабатывать: "Предлагали 5000 рублей за определенные услуги", – вспоминает Ион.
Две книги жалоб
Когда пассажиры просили книгу отзывов, проводники приносили одну из двух: для хороших и плохих отзывов. Начальству, разумеется, показывали только первую.
История Иона – это взгляд изнутри на систему, где формальные правила расходятся с реальностью. Проводники вынуждены нарушать, чтобы выжить, пассажиры рискуют здоровьем, а контроль остается фикцией. Эта история — ценный взгляд изнутри, важный для понимания реального положения вещей на железнодорожных магистралях России.
По материалам Дзен-канала "1520. Все о путешествиях"
Читайте также:
Почему пассажиры РЖД терпеть не могут 3 и 6 купе — особенно в поездах южного направления Экскурсия на абхазское застолье: "И зачем я только это сделала?" — отзыв туристки об Абхазии Россиянка посетила 12 стран и рассказала, почему русские никогда не будут жить как европейцы: вы будете удивлены Никогда не покупайте эти вещи в дьюти-фри: советы бывалого туриста Подруга из Словении приехала в Россию в гости: вот чего она никак не ожидала здесь увидеть